Хорошая речь – это та, которая передает информацию точно и эффективно, позволяющая коммуникатору добиться своих целей в общении с другими людьми. Для достижения этих целей необходимо использовать различные качества хорошей речи, такие как точность, понятность, ясность, логичность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность, правильность, уместность и другие.
Основным критерием для хорошей речи является точность. Каждая произносимая в речи фраза должна отражать наиболее точное значение того, что хочет передать коммуникатор, причем в контексте ситуации. Это должно происходить вне зависимости от того, насколько сложным может быть предмет, о котором говорит коммуникатор. Хорошая речь подразумевает, что коммуникатор понял свои проблемы и может выразить их таким образом, чтобы интересующая его аудитория могла понять.
Другим важным критерием для хорошей речи является понятность. Понятная речь передается таким образом, чтобы информация была доступна и понятна каждому, кто слушает коммуникатора. Важно избегать излишней сложности, использования сленга и специализированных терминов, если это не необходимо для понимания.
Ясность – это еще одно важное качество речи, которое является основой понятной речи. Чем более ясно и понятно коммуникатор выражает свои мысли, тем легче для аудитории понимать его. Ясность подразумевает наличие четкой структуры речи, а также ее логическую последовательность, которую можно разбить на темы и подтемы. Это позволяет слушателю легче усваивать информацию.
Логичность – это еще одно качество, которое важно для хорошей речи. Сообщение, поданное логически, лучше запоминается и понимается слушателем. В том случае, если речь не имеет логической структуры, слушатели часто теряют интерес и теряют свое внимание.
Чистота речи означает, что слушатель должен понимать каждое слово, которое изливает коммуникатор. Раз за разом, изучая правильное произношение и интонацию, возможно достичь такого уровня ясности и интеллектуальной чистоты.
Богатство и разнообразие в речи – это отличные качества для тех, кто хочет увлечь слушателя и заинтриговать его. Слушаемость равно привлекательности. Текст должен содержать множество базовых слов и фраз, а также различными приемами. Многие из таких выразительных расстановок способны «вытянуть» речь, избегая повторов и монотонии.
Выразительность – это еще одно важное качество речи, которое делает ее более привлекательной и интересной для аудитории. Это включает в себя использование мимики и жестов, определенных интонаций и ритма. Выразительность может довольно сложно обучаться, но она необходима для достижения успеха в общении с другими людьми.
Правильность – это качество, которое необходимо для тех, кто хочет достичь доверия своей аудитории. Если речь содержит грамматические и другие ошибки, часто это отвлекает и снижает авторитет коммуникатора.
Уместность – это также важное качество речи, которое зависит от контекста общения. Следуя принципу коммуникативной целесообразности, коммуникатор должен приспособить свою речь и способ коммуникации к слушателям и контексту общения. Это может включать в себя выбор определенных слов или форм убеждения в зависимости от обстановки.
Перечисленные выше категории являются основными качествами хорошей речи, но не все они строго необходимы в каждой ситуации общения. Важно придерживаться общих принципов коммуникативной целесообразности и выбирать те качества, которые наиболее подходят для конкретной ситуации.