В прошлом в педагогических системах было мало внимания уделено проблеме речевого развития у детей. Однако, в течение времени научно-педагогическое сообщество приближалось к пониманию, что эта проблема является одной из основных проблем детства.
В начале 20 века, французский педагог Эмиль Якобсон стал проводить исследования на тему развития связной речи у детей. Он предложил теорию последовательного развития речи, в которой он выделил три этапа:
1. Этап Назначения слов, на котором дети начинают учиться использовать слова для называния предметов, действий и явлений вокруг них. Дети на этом этапе не могут использовать слова, чтобы описывать отношения между предметами и событиями.
2. Этап Составления фраз, на котором дети начинают комбинировать слова в простые предложения. На этом этапе, они еще не знают грамматических правил и составляют предложения на основе смысла.
3. Этап Составления сложных предложений, на котором дети начинают использовать грамматические правила и составлять более сложные предложения.
На основе этих этапов, Якобсон разработал методы обучения для детей, которые были направлены на содействие их речевому развитию.
В 1960-х годах, психолог Наташа Фрейденштейн также внесла значительный вклад в развитие теорий речевого развития у детей. Она предложила концепцию «зоны ближайшего развития», состоящей из того, что ребенок может делать самостоятельно, и что он может делать только при помощи взрослого. Фрейденштейн считала, что преподавание должно быть ориентировано на ту зону, в которой ребенок может развиваться дальше при помощи взрослого.
С другой стороны, ученые продолжили изучать более конкретные проблемы речевого развития, такие как нарушения речи, опоздание в развитии речи, отсутствие мотивации для использования языка и многое другое. Это привело к созданию и развитию специальных программ и методов, таких как индивидуальные занятия с речевым терапевтом, обучение в группах и использование специальных технологий, например, компьютерных игр.
Таким образом, проблема речевого развития у детей получила внимание со стороны специалистов и научных исследователей, что привело к созданию различных теорий и методик для ее решения. Сегодня учителя и родители более осознанно проводят работу с детьми над развитием речи, используя методы и технологии, которые были разработаны на основе научных исследований.