Проблема речевого развития детей всегда была актуальной для педагогических систем. В прошлом, когда главную роль в воспитании детей играли религия и семья, роль школы была не такой существенной. Однако, с созданием обязательной образовательной системы и усилением роли государства в воспитании подрастающего поколения, главное внимание стали уделять не только обучению, но и развитию речи детей как одного из главных составляющих их личности.
Одним из первых, кто начал активно заниматься проблемой речи детей, был Я.А. Коменский, занимавшийся педагогикой в XVII веке. Он считал, что развитие речи у детей должно начинаться с рождения и настоятельно рекомендовал учить детей, используя подход к грамматике и словесности с момента возникновения способности к речи. Сначала дети должны были учиться говорить, затем читать, а затем писать.
В XVIII веке активно начала развиваться педагогика, признавшая уважение к индивидуальным потребностям детей. Развитие интеллекта и личности детей в начале XIX века изучали педагоги Ж.Песталоцци и И.Гербарт. Они разработали образовательную программу, в которой традиционное обучение грамматике и словесности заменялось развитием интеллектуальных способностей и критического мышления учеников.
В начале XX века роль развития речи детей приобрела большую значимость для педагогов. Расширились техники и методы обучения, которые наряду с традиционным подходом к обучению чтению и письму включили методы коллективного общения, диалога и практики.
В 30-х годах XX века Л. С. Выготский создал концепцию "зон ближайшего развития", которая представляет собой расстояние между уровнем ребенка, на котором он работает самостоятельно, и уровнем, на котором он работает при помощи взрослого или более опытного ребенка. Она основывается на представлении, что развитие ребенка не должно определяться его текущим уровнем развития, а ориентироваться на его потенциальное развитие.
В 60-х годах XX века главный акцент в обучении речи детей был сделан на коммуникативные навыки и умения. В 1970-х годах начал активно развиваться новый подход к обучению языку – "грамматика без грамматики". Он основывался на организации подходов к обучению, которые учитывают личностные, культурные и социальные особенности учеников и на указании на правила грамматики в контексте актуальных коммуникативных ситуаций.
На сегодняшний день проблема развития речи детей решается в рамках таких систем, как "Раннее обучение" или "Система образования милосердия". В этих системах используются методы обучения речи, событийного педагогического проектирования, семантического подхода, метода спортивно-игровой мотивации, музыкальной педагогики. Данные методы и подходы основаны на том, что развитие речи и других психических функций ребенка должно начинаться с рождения и основываться на индивидуальных потребностях каждого ребенка.
Таким образом, проблема развития речи детей была актуальна на протяжении всей истории педагогики. На сегодняшний день с целью решения данной проблемы используются разнообразные методы и подходы, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако, грамотное и своевременное воспитание ребенка в области речи зависит не только от опыта педагогов, но и от общения и образования в семье.