Произведение Владимира Набокова "Музыка" отличается необычным строением и сложным взаимодействием сюжета и метасюжета. В этом романе Набоков предлагает читателю не только следить за жизнью главных героев, но и размышлять об искусстве создания литературного текста.
История любви и предательства между главными персонажами - музыкантом БИ (Гошей) и писательницей Карен - составляет основу сюжета. Молодые люди встречаются в Берлине в 1920-х годах и влюбляются друг в друга. Они пытаются осуществить свои мечты, пр жизнь перекрывает многочисленные преграды: война, миграция, встреча с другими людьми. Трагический финал - смерть Карен оторвала их друг от друга.
Однако в романе также существует метасюжетная линия, которая выступает в качестве отражения литературного творчества. Набоков, внедряя различные метафикциональные и метатекстовые элементы, позволяет читателю осознать, что он читает художественный текст. Использование различных литературных устройств и кальки из других произведений позволяет Набокову играть со словами и образами, играть с ожиданиями читателя. Это прикладывает дополнительный смысл к произведению и дополняет его глубину.
Главный метатекстовый элемент в романе - это сама музыка. Гоша и Карен изначально объединены общей страстью к музыке, и этот интерес пронизывает все действия, описываемые в романе. Набоков сравнивает процесс создания музыки и процесс создания литературного текста, обращая внимание на сходства между ними.
Процесс создания музыки - это стройное сочетание различных нот и звуков, создающих гармонию. Точно так же процесс создания литературного текста - это сочетание различных слов и фраз, создающих смысловую гармонию. Вместе с тем, Набоков подчеркивает неуловимость этой гармонии, утверждая, что "музыкальная гармония проявляется исключительно своим отсутствием" и что "именно в достигнутом балансе ничего чисто музыкального обнаружить нельзя".
Кроме того, Набоков на протяжении всего романа играет с внутренним дискурсом героев. Он даёт БИ и Карен судачить о природе литературного процесса, о характере художественного творца. Главный герой задается вопросом о том, каким образом его жизненный опыт может быть передан читателю столько же эффективно, как он воздействует на самого героя.
Набоков не только показывает читателю сложность создания текста, но и размышляет о роли читателя в этом процессе. Он предполагает, что "лишь до смысла доходящему читателю," и это открывает новые горизонты для самого акта чтения и осмысления текста.
Таким образом, в романе "Музыка" Набоков связывает сюжет и метасюжет, показывая влияние литературного творчества на жизнь героев и их отношение к окружающему миру. Он играет со словами и образами, использует метатекстовые элементы, чтобы представить свою рефлексию о создании литературного текста. Путем сравнения с процессом создания музыки он передает сложность и неуловимость этой задачи, а также открывает читателям новые горизонты для осмысления и интерпретации произведения.