В веках XV–XVII веков Московское государство формировалось и кonsolidуировалoсь как централизованная абсолютная монархия со своей спецификой взаимодействия между центральной самодержавной властью и земскими органами самоуправления. Такая система отношений создавалась на основе государственно-правовых норм, обычаев и традиций.
В Московском государстве центральная самодержавная власть имела абсолютный приоритет над земскими органами самоуправления. Король (великий князь) был считалась главой государства и обладал всеми законодательными, административными и правительственными полномочиями. Он назначал местных чиновников и управлял всеми сферами жизни в государстве. Однако, важно отметить, что действия монарха всегда были ограничены определенными нормами и обычаями, которые утверждались в среде земских органов самоуправления.
Земские органы самоуправления в Московском государстве состояли из двух уровней: городских и сельских. К городским органам относились думы — представительные собрания городских составляющих сословий. В думах обсуждались и принимались решения по вопросам местного значения, назначались местные должностные лица и решались споры, связанные с внутренним устройством города. Они также взаимодействовали с центральной властью путем передачи обращений и просьб от горожан к власти. Крупные города Московского государства имели свой городской самоуправляющий орган – опричнину. Она присутствовала в Москве во время правления Ивана Грозного и являлась своеобразным инструментом контроля городского населения со стороны центральной самодержавной власти.
Сельские органы самоуправления — земские соборы и сеймы — возникали на районном и великоморском уровнях. Они избирали своих представителей-депутатов, которые заседали в общественных собраниях или сеймах, где обсуждались вопросы местного значения, образование органов власти, назначение должностных лиц, а также решались споры и конфликты на территории своего уезда или великоморья. Земские соборы и сеймы также были механизмом передачи обращений от жителей сельской местности к главному правителю и его представителям.
Специфика взаимоотношений между центральной самодержавной властью и земскими органами самоуправления в Московском государстве заключалась в том, что с одной стороны, самодержавная власть сохраняла абсолютный приоритет и контроль за всеми сферами жизни в государстве. Все решения о мировоззрении, воплощавшиеся в государственной идеологии и законодательстве, принимались на уровне царской администрации. Однако, с другой стороны, государственная власть оставляла возможность для расширения самоуправления и автономии земским органам. Это позволяло поддерживать лояльность и легитимность государства среди населения.
Самое существенное взаимодействие между центральной властью и земскими органами самоуправления заключалось в обмене информацией и мнениями. Центральная власть учитывала мнение земских органов относительно решений, принимаемых на уровне государства. Земские органы самоуправления, в свою очередь, могли обращаться к царской администрации с просьбами, жалобами или отчетами. Чтобы улучшить отношения и содействовать межсословному согласию, царская администрация была часто представлена в земских органах самоуправления представителями различных государственных слоев. Например, Разрядная палата была создана Иваном Грозным с целью наблюдения за деятельностью земских соборов и сеймов, что обеспечивало контроль власти над самоуправлением.
Такой подход к взаимоотношениям между центральной самодержавной властью и земскими органами самоуправления в Московском государстве позволил достичь баланса и согласия между центральной властью и обществом. В то же время он способствовал расширению полномочий местных органов и поддерживал стабильность и развитие государства в целом.