Дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в когнитивной сфере: от начала до конца этого периода дети совершают значительные достижения в своем интеллектуальном и когнитивном развитии. Наиболее характерными методами мыслительной деятельности дошкольников являются сенсорно-моторные операции, переживания, идеи и понятия. В этом возрасте дети начинают осваивать деятельность, в которой соединяются познавательные возможности, сенсорные ощущения, моторные навыки и переживания.
Одной из первых мыслительных операций, которую осваивают дошкольники, является операция сравнения. Эта операция позволяет ребенку узнавать и различать объекты, а также позволяет ему понимать истину и ложь. Например, ребенок может сравнить размеры различных предметов, чтобы определить, какой из них больше или меньше. Он может также сравнивать вкусы продуктов, чтобы понять, какой ему больше нравится.
Другой мыслительной операцией, которую осваивают дошкольники, является классификация. Эта операция позволяет ребенку группировать объекты по их общим характеристикам. Например, ребенок может выделить все круглые предметы в комнате, чтобы создать воображаемый "мячик".
Третьей мыслительной операцией, которой дошкольники обучаются, является сериация – упорядочение объектов по размеру или другому признаку. Например, ребенок может упорядочить набор кубиков по размеру, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.
Крупным достижением в когнитивной сфере является формирование ментальных операций. Эти операции – абстрактные действия мышления, они позволяют изменять, компоновать и анализировать общие концептуальные предметы. Примером ментальной операции является теоретическое мышление, с помощью которого ребенок может задуматься о чем-то, что находится за пределами его непосредственного опыта, или попробовать предсказать, что произойдет в будущем.
Дошкольники также осваивают различные понятия, такие как цвета, формы, числа, буквы и слова. Их мыслительная деятельность становится все более абстрактной, что позволяет им осваивать новые и более сложные концепции.
Кроме того дошкольники начинают проявлять интерес к логическим задачам и играм, которые способствуют развитию мышления. Такие игры как «шахматы», «нарды», «конструкторы» помогают развивать у детей логическое мышление, аналитические способности, креативность и воображение.
Таким образом, основными мыслительными операциями, которыми овладевают дошкольники, являются: сравнение, классификация, сериация, теоретическое мышление, общие понятия и комбинирование. Они вносят значительный вклад в когнитивное развитие ребенка, помогая ему осваивать окружающий мир и расширять свой умственный потенциал.