Советский период, который длился с 1917 года по 1991 год, оказал значительное влияние на структуру семьи в СССР. В этот период произошло множество социальных и экономических процессов, которые привели к значительным изменениям в организации семейной жизни.
Один из главных факторов, повлиявших на структуру семьи, была государственная политика СССР в области женского труда. В советской системе все женщины были призваны принимать участие в экономической и политической жизни страны. Это привело к тому, что многие женщины вышли на работу и стали финансово независимыми. В связи с этим, роль мужчин в семье тоже изменилась - они перестали быть единственными кормильцами. Таким образом, семьи стали ориентироваться на двух работающих родителей, и это повлияло на структуру семьи.
Другой важный фактор, который повлиял на структуру семьи, это практика коллективного образования детей. В советском обществе дети часто выращивались в детских садах и школах-интернатах, где они жили и учились вместе в большой группе одногодок. Это привело к тому, что связь между родителями и детьми стала менее интенсивной, и родители теряли влияние на воспитание детей. В то же время, дети в такой среде страдали от недостатка индивидуального внимания и любви, что могло оказать негативное влияние на их эмоциональное и социальное развитие.
Советский период также связан с демографическими изменениями, которые повлияли на структуру семьи. В результате ряда факторов, таких как высокая смертность во время Второй мировой войны и Гражданской войны, а также государственная политика контроля рождаемости, численность населения в СССР сократилась. Это привело к уменьшению размера семей и стимулировало практику малых семей. Вместе с тем, наблюдалось высокое количество разводов и несостоятельных браков, что сказалось на структуре семьи и воспитании детей.
С ростом промышленности и урбанизации в советском обществе, многие семьи стали жить в городах и переехали из деревень. Это привело к изменению традиционных ролей и функций семей. В городской среде женщины чаще работали вне дома, а мужчины были менее связаны с сельским хозяйством. Возможность доступа к образованию и профессиональному развитию также существенно повлияла на структуру семьи в советском обществе. Более уровненное образование и равные возможности для мужчин и женщин привели к появлению равноправного распределения ролей и функций в семье. Это означало, что женщины чаще становились их составной частью и принимали на себя обязанности, относящиеся к заботе о доме, воспитанию детей и обеспечению их материальных потребностей наравне с мужчинами.
Однако структура семьи в советском обществе была также управляема государством через различные законы и политику.
Для примера, советский законодательство относительно разводов было довольно лояльным по сравнению с другими странами, и развод был относительно простым процессом. Это привело к высокой вероятности развода и разрушения семьи, особенно после рождения детей. Существовало многофакторное решение, когда государство давало дом в собственность женщине с детьми в случае развода, и она сохраняла право на продолжение обучения или трудоустройство, что способствовало самостоятельности женщин и их независимости от супруга в финансовом плане.
Также, большое значение придавалось государственным нормам и принципам в воспитании детей. Семьи эвакуировались из городов для защиты от Второй мировой войны, и дети направлялись в особых лагерях. Государство и окружающие общество развивали коллективное воспитание детей и контролировали воспитание.
Для стимулирования роста населения страны, в 1944 году были введены "декреты главного герцога". Эти декреты обязывали мужчину, имеющего два и более детей, присутствовать на рабочем месте не более 10 часов в день, чтобы уделить больше времени семье. Опять же, это повлияло на структуру семьи, так как мужчины стали больше участвовать в воспитании и уходе за детьми.
В целом, социальные и экономические процессы советского периода привели к изменению структуры семьи. Роль женщин в семье стала более активной, семьи стали ориентироваться на двух работающих родителей, дети росли в больших группах в детских садах и школах-интернатах, уровень разводов вырос, а число семей с одним ребенком увеличилось. Государственная политика также играла важную роль в формировании структуры семьи, устанавливая законы и нормы, контролируя воспитание и поддерживая семьи с детьми.