Комедия "Недосроль" И.А. Фонвизина - произведение, в котором автор затрагивает ряд актуальных проблем своего времени. Основная тема комедии - нравственное и интеллектуальное воспитание молодежи. Фонвизин критикует учебную систему и бюрократию, а также обращается к моральным аспектам общественной жизни того времени.
Проблемой, которую Фонвизин затрагивает в комедии "Недосроль", является проблема недостаточного образования и негативных последствий его отсутствия или неправильного предоставления. Главный герой комедии - Алеко Лешневский - обладает поверхностным знанием, неспособностью мыслить и анализировать информацию, что приводит к комическим и нелепым ситуациям.
Алеко Лешневский не способен сформулировать даже простейшие фразы, не говоря уже о составлении сочинений или рассуждениях. Фонвизин приводит примеры нелогичности и пустоты его мышления:
"Вот обороты гармонии, вот фуга - бессонница музыки! Разве шедевры хорошеют в нашу гениальную Штучку? Разве безумцы, который их делают, - гении?"
"А я ничего не знаю. Зачем мне эти программы, моды для народов. Это ж азбука для окаянного народа."
Такие высказывания показывают поверхностное понимание Алеко окружающего мира и отсутствие глубокого знания предметов и явлений. Эта проблема воспитания пронизывает всю комедию и является одной из главных причин комического эффекта.
Фонвизин также затрагивает проблему учебной системы и неправильной мотивации студентов. Алеко Лешневский, как и многие другие герои комедии, изначально не заинтересован в учении и не видит смысла в получении знаний. Знание для него - это просто формальность, чтобы получить диплом:
"Разве школа, ученье нужны нам не для успехов в наукхе, не для совершенствования ума, ты бы сообразил!..."
Фонвизин критикует неразумное преподавание и неэффективные методы обучения. Учителя в комедии также являются представителями неправильной системы образования, которая не уделяет должного внимания развитию мышления и нравственного воспитания.
Проблема бюрократии также затрагивается Фонвизиным. В комедии Фонвизин показывает, что некомпетентные чиновники и бюрократы оказывают негативное влияние на образование и воспитание молодежи. Например, ректор университета - Хомутов - проявляет полную некомпетентность и безразличие к делам университета:
"Главное, сударь, очень разъяснительно! Только я почти ничего не понял. Но тем лучше, иначе я беспокоился бы о том, что мог что-нибудь забыть."
Это демонстрируется ситуацией, когда Лешневский подготовил дипломную работу, но ее не принимают в комиссию из-за некоторых формальностей.
Еще одна проблема, которую Фонвизин затрагивает, - это нравственность и моральные принципы общества. В комедии автор показывает жизнь дворянства, которое обращает внимание только на внешний блеск и развлечения, игнорируя внутренние качества человека. На это обращают внимание и сами герои:
"Улыбаешься только тем, что сословие изобразил, но это улыбка воображаемая. Благородство - твое улыбается постоянно и искренно".
Фонвизин критикует поверхностность, лицемерие и бессмысленность жизни дворянства того времени.
Таким образом, Фонвизин в комедии "Недосроль" затрагивает проблемы недостаточного образования и неправильного воспитания молодежи, неразумное преподавание и бюрократию, а также моральные и нравственные проблемы общества. Он показывает, что такие проблемы приводят к комическим ситуациям и отрицательным последствиям для общества.