ОНР - органическое нарушение речи, является нарушением речевой деятельности, вызванное патологическими изменениями головного мозга. Дошкольный возраст - это период развития ребенка от 3 до 7 лет. В этом возрасте формируются умственные способности, в том числе и словесно-логическое мышление.
Одной из основных проблем у детей с ОНР является нарушение переработки звуковой информации, что приводит к трудностям в распознавании звуков и слогов, формирования и использования словарного запаса, а также задержке в формировании из ответных звуков целых слов и предложений. Эти проблемы затрагивают развитие мышления и языковую компетенцию ребенка, что может привести к негативным последствиям в дальнейшем.
Одной из наиболее ярких особенностей словесно-логического мышления дошкольников с ОНР является необходимость использования конкретных описательных терминов и определений. Дети могут долго рассуждать на одну и ту же тему, пользуясь словами-к-картинками. Например, ребенок с ОНР может описывать свой дом не с помощью абстрактных понятий, таких как «большой» или «красивый», а с помощью конкретных характеристик: «мой дом кирпичный, на нем красивая крыша, у него много окон». Это связано с тем, что дети с ОНР имеют затруднения с формированием абстрактных понятий и слов, которые выражают абстрактные концепции.
Другая особенность словесно-логического мышления дошкольников с ОНР со связана с трудностями в формировании связных предложений. Дети часто используют короткие, незавершенные предложения или сильно усекают некоторые части предложений. Например, вместо «Я пошел в магазин и купил молоко», ребенок может сказать «Я пошел, купил молоко». Это связано с тем, что дети с ОНР испытывают трудности в синтаксическом развитии и формировании навыков правильного образования предложений.
Кроме того, у детей с ОНР наблюдается также трудность в понимании абстрактных понятий и метафорических выражений. Они могут понимать только буквальный смысл слов и неспособны переносить значения на переносное уровень. Например, при использовании сочетаний «все на ладони» или «взять за горло» ребенок имеет трудности с пониманием, что это не буквальные действия.
Таким образом, особенности словесно-логического мышления дошкольников с ОНР связаны с трудностями в распознавании звуков, формировании и использовании словарного запаса, а также с трудностями в формировании связных предложений и понимании абстрактных понятий и метафор. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и требует индивидуального подхода в обучении.