Задача машинного обучения, которая обеспечивает опознавание редких данных, событий или наблюдений во время интеллектуального анализа данных, является аномалийным обнаружением (англ. Anomaly Detection). Эта задача заключается в поиске отклонений или аномалий в данных, которые существенно отличаются от обычных, нормальных паттернов.
Аномалии могут представлять собой редкие события или данных, которые не соответствуют ожидаемому поведению. Например, если у нас есть набор данных о покупках в магазине, аномалией может быть покупка на очень большую сумму денег, которая выделяется среди всех остальных покупок. Это может указывать на мошенническую активность или необычное поведение клиента.
Аномалии могут возникать по разным причинам, включая ошибки в данных, мошенническую активность, сбои в системе, повреждение оборудования и т. д. Поэтому задача аномалийного обнаружения является важной частью интеллектуального анализа данных, так как позволяет выявлять потенциальные проблемы и аномалии, которые могут привести к негативным последствиям.
Одним из подходов к решению задачи аномалийного обнаружения является использование методов машинного обучения. Машинное обучение позволяет создавать модели, которые могут обучаться на нормальных данных и затем использоваться для определения аномалий.
Существует несколько подходов к аномалийному обнаружению с использованием методов машинного обучения. Один из них - это подход, основанный на обучении без учителя. В этом случае модель обучается на данных, которые содержат только нормальные образцы, без какой-либо информации о возможных аномалиях. Затем модель используется для классификации входных данных как нормальных или аномальных. Примерами таких методов являются методы кластеризации, плотности и выбросов.
Второй подход - это подход, основанный на обучении с учителем. В этом случае модель обучается на данных, которые содержат как нормальные, так и аномальные образцы, с указанием соответствующего класса для каждого образца. Это позволяет модели научиться различать нормальные и аномальные образцы. Примерами таких методов являются методы классификации и регрессии, которые применяются для обнаружения аномалий.
Третий подход - это комбинированный подход, который использует сочетание методов обучения без учителя и обучения с учителем. В этом случае модель обучается на данных, содержащих только нормальные образцы, без какой-либо информации о возможных аномалиях. Затем модель используется для определения потенциальных аномалий. Затем эти образцы передаются эксперту на предмет классификации как нормальные или аномальные. Эксперт может использовать дополнительную информацию или личные предпочтения для классификации аномалий. В этом случае эксперт может принимать решение исходя из дополнительной информации или личных предпочтений. Например, эксперт может считать, что некоторые аномалии не являются важными или требуют специального рассмотрения.
Выбор конкретного подхода к аномалийному обнаружению зависит от конкретной задачи и доступных данных. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Подходы без учителя могут быть более гибкими и позволять обнаруживать неизвестные ранее аномалии, но могут также иметь большую вероятность ложных срабатываний. Подходы с учителем могут быть более точными и позволять обнаруживать известные аномалии с высокой степенью уверенности, но они требуют наличия размеченных данных с аномалиями.
Важным аспектом аномалийного обнаружения является выбор подходящих характеристик для описания данных и обнаружения аномалий. Часто используются статистические методы, такие как среднее значение, стандартное отклонение, процентили и т.д., для описания данных и выявления отклонений от типичного поведения.
Также важно учитывать контекст и природу данных при решении задачи аномалийного обнаружения. Например, если мы работаем с медицинскими данными, то аномалии могут иметь серьезные последствия для пациентов и требовать особого внимания. С другой стороны, если мы анализируем данные о ценах на акции, то аномалии могут объясняться естественными флуктуациями рынка и не являться серьезной проблемой.
В зависимости от конкретных требований и характеристик данных, могут быть применены различные метрики для оценки качества моделей аномалийного обнаружения. Некоторые из них включают точность, полноту, F-меру, площадь под ROC-кривой и т.д.
В заключение, задача аномалийного обнаружения в машинном обучении является важным инструментом для интеллектуального анализа данных. Она позволяет выявлять и опознавать редкие данные, события или наблюдения, которые вызывают подозрения из-за существенного отличия от большей части данных. Это позволяет своевременно обнаруживать проблемы и аномалии, что важно для принятия решений и предотвращения негативных последствий. Успешное решение задачи аномалийного обнаружения требует выбора подходящего подхода к аномалиям, правильной обработки и описания данных, а также учета контекста и природы данных.