Иммануил Кант – один из величайших западных философов, чья авторитетность в области этики, эстетики и теории познания оставила неизгладимый след в развитии философской мысли на всем мире. Своеобразной предварительной стадией в развитии кантовской философии стала его докризисная философия (в переводе с греческого – «период до кризиса»), которую он формировал в период до 1770 года. Важность этого этапа в мировой философии заключается в том, что именно тогда Кант начал сомневаться в истинах, принятых до него, и начал поиски нового критерия познания, который стал основой для его критической философии – так описывал это сам Кант в своем труде «Происхождение геометрии из принципа наложения».
В докризисный период Кант еще не выработал четко сформулированных идей, которые покойничски нашли свое выражение в трудах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». В то же время, уже на этом этапе он сформировал набор принципов, на которых он основал свое дальнейшее философское творчество.
Первым принципом докризисной философии Канта является принцип априорности знания. Он заключается в том, что существуют знания, которые нам даны и которые мы можем получить не только опытом внешнего мира, но и на основе внутреннего опыта. Например, знание о математике или логике базируется на априорных принципах, не требующих опыта. Это позволяет Канту утверждать, что некоторые истины могут нам быть доступны без внешнего опыта, и они необходимы нам для понимания внешнего мира.
Вторым принципом является принцип субъективности понятий. Кант полагал, что каждая мысль формируется в процессе индивидуальной деятельности мышления и зависит от формы и способов, которыми мы привыкли описывать вещи. Следовательно, то, что является истинным для одного человека, не обязательно является истинным для другого.
Третьим принципом Канта является принцип непрерывности знания. Он заключается в том, что все знания являются частями более общей картины мира, и их нужно рассматривать в контексте других знаний. Каждое новое знание необходимо включить в эту картину и рассмотреть его в соответствии с уже имеющимися знаниями.
Наконец, четвертым принципом Канта является принцип феноменализма. Он заключается в том, что все, что мы можем наблюдать, описывать и измерять, является лишь феноменом, то есть нашей интерпретацией внешнего мира. Наши представления о мире всегда являются ограниченными нашим рассудком, и мы никогда не можем достичь полного знания о мире в целом.
Конечно, принципы Канта не могут быть рассмотрены отдельно от других влияний на его докризисную философию. Например, на него оказали влияние идеи французских философов Жана Жака Руссо и Вольтера о нравственности, а также идеи философов эпохи Просвещения, к которым он относился.
Таким образом, ключевые принципы докризисной философии Канта являются базовыми элементами его критической философии. Их целью было понять, каким образом человек может достичь истинного знания о мире, которое не зависит от личностного опыта и при этом может быть универсально принято наукообразующим сообществом. Конечная задача критической философии Канта – это разработка теории, отражающей и объясняющей все аспекты человеческого опыта, и создание философской платформы, из которой можно сформулировать научную теорию познания и вселенной в целом.