Опосредствованное запоминание — это процесс запоминания или усвоения информации, в котором между стимулом и откликом присутствуют посредники. Посредники могут быть различными формами переработки информации, такими как ментальное представление, анализ и синтез, сравнение с уже существующими знаниями и др. Данный процесс может помочь нам усвоить и запомнить информацию более эффективно, чем простое повторение или запоминание на основе рефлекса.
Опосредствованное запоминание основано на том, что наш мозг работает не только как хранилище информации, но и как активный обработчик и преобразователь этой информации. Посредники, которые используются в процессе опосредствованного запоминания, позволяют нам адаптировать и синтезировать новую информацию, а также связывать ее с уже имеющимися знаниями.
Процесс опосредствованного запоминания можно разделить на несколько этапов. Первым этапом является переработка и анализ информации с использованием уже имеющихся знаний. На данном этапе мы сравниваем и анализируем новую информацию с уже имеющимися представлениями, ищем смысл и связи с другими знаниями.
Вторым этапом является активное использование посредников для преобразования и синтеза информации. На данном этапе мы можем использовать различные стратегии и приемы, такие как ментальное моделирование, создание ассоциаций, отыскание общих и отличительных признаков, выделение ключевых идей и др. Эти посредники помогают нам переформулировать и переработать информацию, чтобы она стала нам более понятной и запоминающейся.
Третий этап связан с запоминанием и сохранением информации в долговременной памяти. На данном этапе происходит консолидация информации, то есть ее укрепление и зафиксирование в памяти. Важной ролью на этом этапе играет повторение и повторное использование информации, что обеспечивает ее долгосрочную сохранность.
Исследование опосредствованного запоминания позволяет выявить эффективность различных стратегий и приемов, используемых при запоминании информации. Например, исследования показывают, что использование ассоциаций и создание ментальных моделей может значительно улучшить запоминание информации. Также исследования позволяют выявить условия, в которых опосредствованное запоминание наиболее эффективно, например, при работе с сложной или неструктурированной информацией.
В результате исследования опосредствованного запоминания можно сделать выводы о том, что данный процесс является более эффективным способом запоминания и усвоения информации, чем простое повторение или запоминание на основе рефлекса. Использование посредников позволяет нам более глубоко понять и запомнить информацию, связать ее с уже имеющимися знаниями и применить полученные знания в практической деятельности.