Особенности привлечения к административной ответственности депутатов и судей определены федеральными законами, которые регулируют статус и функции данных должностных лиц.
Депутаты Государственной Думы Российской Федерации и сенаторы Федерального Собрания Российской Федерации, по сути, являются высокими должностными лицами, представляющими интересы народа и государства. Поэтому привлечение их к административной ответственности имеет свои особенности.
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. Nº 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Закон о статусе сенатора и депутата), должностные лица этих органов несут административную ответственность на особом основании и по особому порядку.
Особый порядок включает в себя следующие особенности.
Во-первых, для привлечения депутатов или сенаторов к административной ответственности требуется согласие соответствующего палаты Государственной Думы или Совета Федерации. Иными словами, прежде чем указанный лицо может быть привлечено к административной ответственности, палата должна проголосовать за его привлечение.
Во-вторых, административное привлечение депутатов или сенаторов может быть осуществлено только по фактам, имеющим отношение к осуществляемой ними деятельности. Криминальные или гражданские правонарушения, совершенные этими лицами, подлежат рассмотрению в другом порядке и органами.
В-третьих, административное привлечение депутатов или сенаторов включает в себя специальные процедуры и ограничения. Например, распоряжение о привлечении указанного лица должно быть выдано соответствующей палатой и подписано председателем или иным уполномоченным должностным лицом. Процедура рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности должна быть соблюдена.
Что касается судей, их особенности привлечения к административной ответственности определены Федеральным законом от 26 июня 1992 г. Nº 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон о статусе судей). Привлечение судей к административной ответственности имеет свои особенности, аналогичные особенностям привлечения депутатов и сенаторов.
Во-первых, судьи являются независимыми и неприкосновенными должностными лицами, которые обладают иммунитетом в отношении уголовного и административного преследования за действия, совершенные в связи с осуществлением правосудия. Иными словами, нельзя привлечь судью к административной ответственности за его действия в рамках правосудия.
Во-вторых, судьи также могут быть привлечены к административной ответственности по тем же основаниям, что и другие граждане. Однако в таких случаях привлечение к административной ответственности осуществляется по особому порядку, предусмотренному для должностных лиц судебной системы.
В-третьих, по аналогии с депутатами и сенаторами судьи также защищены от незаконного административного преследования. Для привлечения судьи к административной ответственности требуется решение соответствующей квалификационной коллегии судей. Квалификационная коллегия может принять решение о привлечении судьи к административной ответственности только по обоснованному обвинению.
Законодатель руководствовался несколькими принципами при установлении особого порядка привлечения к административной ответственности для депутатов и судей.
Основная цель законодателя заключается в обеспечении независимости и неприкосновенности данных должностных лиц. Привлечение их к административной ответственности требует специальной процедуры и согласия соответствующих органов. Такие меры необходимы для предотвращения возможного незаконного преследования и защиты интересов их деятельности как представителей власти.
Другие субъекты, которые также несут административную ответственность в особом порядке, включают следующие категории должностных лиц:
1. Прокуроры. Особенности привлечения их к административной ответственности определены Федеральным законом от 17 января 1992 г. Nº 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуроры также подпадают под определенные ограничения и требования при привлечении к административной ответственности.
2. Другие высокопоставленные должностные лица. Некоторые высокопоставленные должностные лица также могут быть привлечены к административной ответственности в особом порядке. Например, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители государственных комиссий и комитетов и другие должностные лица, находящиеся на высших государственных должностях.
Таким образом, законодатель установил особый порядок привлечения к административной ответственности для определенных категорий должностных лиц, таких как депутаты, судьи, прокуроры и другие высокопоставленные должностные лица. Это делается для обеспечения их независимости и неприкосновенности, а также защиты их прав и интересов в качестве представителей власти.