Информационно-методический портфель учителя-дефектолога является важным инструментом в проведении образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В нём содержатся различные материалы и методические рекомендации, помогающие учителю-дефектологу в организации эффективного образовательного процесса и решении задач, связанных с обучением детей с различными нарушениями.
Одним из основных компонентов информационно-методического портфеля являются научные и учебно-методические публикации, содержащие современный перечень знаний, необходимых для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Такие публикации могут быть включены в портфель в виде статей, книг, методических пособий и других научных и учебных изданий, в которых отражены основные теоретические и практические аспекты работы учителя-дефектолога. Примерами таких публикаций могут служить работы В.В. Лебединской "Развивающее обучение", А.Р. Лурии "Основы нейропсихологии", В.И. Лубовского "Психология образования", С.Л. Рубинштейна "Проблемы общей психологии" и другие.
Ещё одним важным компонентом информационно-методического портфеля являются методические рекомендации, предназначенные для организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Такие рекомендации могут быть изложены в виде письменных материалов, включающих различные учебные программы, учебно-методические пособия, а также тесты и другие материалы, необходимые для оценки прогресса обучения детей. Примерами таких рекомендаций могут служить методические пособия "Методика коррекционно-развивающей работы с детьми с дислексией", "Комплексная оценка развития детей с нарушениями речи на разных стадиях обучения" и другие.
Также в информационно-методический портфель учителя-дефектолога могут включаться различные материалы, связанные с практическими задачами работы учителя-дефектолога, например, планы занятий, макеты учебных материалов, личные записи и т.д. Все эти материалы позволяют учителю-дефектологу облегчить организацию работы, а также увеличить эффективность проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Важным критерием успешности использования информационно-методического портфеля учителя-дефектолога является его актуальность и актуализация. Поскольку научные и методические данные, используемые в работе учителя-дефектолога, постоянно обновляются, портфель должен быть актуализирован и дополнен новыми материалами и инструментами. Кроме того, рациональное использование информационно-методического портфеля требует от учителя-дефектолога навыков систематической работы, планирования и анализа результатов. Предпосылкой успешной работы с информационно-методическим портфелем является наличие соответствующего образования и профессиональной подготовки учителя-дефектолога.