Гендерная идентификация - это процесс, в результате которого личность определяет свой пол и принимает соответствующие гендерные роли и поведение. Однако гендерная идентификация не всегда совпадает с биологическим полом, и поэтому ее изучают различные теории, которые позволяют понять, каким образом формируется гендерная идентичность у людей.
Одна из известных теорий гендерной идентификации - это «социальное научение». Согласно этой теории, гендерные роли и поведение формируются через наблюдение и подражание. Дети наблюдают за взрослыми, особенно за своими родителями, и подражают им, копируя их привычки и поведение. Например, если мать выполняет домашние обязанности, а отец занимается ремонтом и фиксирует технику, то ребенок будет видеть эти роли и поведение как типичные для женщин и мужчин. Тем самым, гендерная идентификация формируется под влиянием окружающей среды.
Другая теория гендерной идентификации - «психодинамическая». Согласно этой теории, гендерная идентификация возникает в результате борьбы между индивидуальными внутренними конфликтами. С одной стороны, есть «идеальное я», которое задает образ привлекательного и успешного мужчины или женщины, с которым человек хочет идентифицироваться. С другой стороны, есть «реальное я», которое определяет самоощущение и ощущение собственной уникальности. Борьба между этими двумя аспектами может создать различные формы гендерной идентификации, в том числе и несоответствие между половой принадлежностью и гендерной идентификацией.
Третья теория - это "развивающаяся теория". Согласно этой теории, гендерная идентификация не является статичной и фиксированной, она развивается и меняется в течение жизни. Личность формирует свою гендерную идентичность через взаимодействие с окружающей средой и социальным контекстом. Например, подросток может идентифицироваться как один пол в семейной среде, а как другой пол в общественной сфере или в рамках своих интересов. Эта теория поддерживает идею, что гендерная идентификация не ограничивается двумя строго разделенными категориями «мужчина» и «женщина», а может быть идентифицирована в разных формах.
Четвертая теория гендерной идентификации - "постструктурализм". По этой теории, гендерная идентичность является социальным конструктом, формирующимся через язык и социальные нормы. Идея заключается в том, что гендер формируется не только через наблюдение и подражание, но и через язык, который определяет, каким образом мы разговариваем о мужчинах и женщинах, какие имена и местоимения мы используем, и какие ассоциации мы делаем с различными гендерными ролями. Постструктурализм также подчеркивает, что гендерная идентификация не является непрерывным и однозначным процессом, а может быть изменчивой и многогранный.
Теории гендерной идентификации, разработанные за рубежом, дают возможность лучше понять различные аспекты гендерной идентификации и ее формирования у людей. Каждая из этих теорий подчеркивает свои особенности и факторы, которые влияют на гендерную идентичность, и смогла дать ответ на вопрос, как формируется гендерная идентификация. Некоторые теории сосредотачиваются на влиянии окружающей среды и социального контекста, другие - на внутренние конфликты и борьбу внутри личности, третьи - на эволюцию и развитие гендерной идентичности, а четвертые - на социальные нормы и язык. Все эти подходы дают нам возможность лучше понять гендерную идентификацию и помогают сформировать полноценное представление об этом явлении.