Решение законодательного органа субъекта Российской Федерации установить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 23% может быть рассмотрено с разных точек зрения, исходя из экономических, финансовых и правовых аспектов.
С точки зрения экономики, ставка НДС является одним из инструментов фискальной политики государства, направленных на обеспечение выручки бюджета для реализации социальных, экономических и инфраструктурных программ. Высокие ставки НДС способствуют увеличению доходов бюджета, что может быть полезным для финансирования государственных программ и социальной защиты. Однако слишком высокая ставка НДС может стать негативным фактором для экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, который не всегда в состоянии перенести увеличение налоговых бремен на потребителей, что может привести к снижению спроса и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
С финансовой точки зрения, 23%-ная ставка НДС может считаться правомерной, если она согласуется с финансовыми потребностями регионального бюджета и основана на проведении анализа налогового потенциала и возможностей региональной экономики. На этом этапе важно также учитывать налоговые стимулы и льготы, предоставляемые субъектам Российской Федерации для поддержки развития региональной экономики и привлечения инвестиций.
С точки зрения права, ставка НДС в размере 23% может быть действительной и законной, если она установлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами о налогах. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 72 и 76), субъекты Российской Федерации имеют право на установление налогов и сборов в пределах, определенных федеральным законодательством. Таким образом, если законодательный орган субъекта Российской Федерации соблюдает процедуры и ограничения, установленные федеральным законодательством, и осуществляет свои полномочия в рамках установленных Конституцией Российской Федерации рамок, его решение по установлению ставки НДС может быть считаться законным.
Однако, необходимо отметить, что установление ставки НДС в 23% может иметь определенные социальные последствия. Увеличение ставки НДС приведет к увеличению стоимости товаров и услуг для потребителей, что может негативно повлиять на доступность и покупательную способность населения. Кроме того, повышение ставки НДС может способствовать теневой экономике и привести к увеличению спроса на нелегальные товары и услуги, что негативно сказывается на развитии законного бизнеса и бюджетных доходах.
В целом, правомерность решения законодательного органа субъекта Российской Федерации установить ставку НДС в 23% зависит от соответствия этому решению экономическим, финансовым и правовым критериям. Увеличение ставки НДС может обеспечить дополнительные доходы бюджета и использоваться для реализации социальных и экономических программ, однако необходимо с учетом реальных возможностей региона, потребностей населения, а также учитывать способность предприятий и предпринимателей переносить налоговое бремя на потребителей. Также важно не забывать о возможных социальных последствиях увеличения ставки НДС.