Исследование "Возрастные особенности переживания одиночества" является актуальным и значимым как для философии, так и для теоретической психологии. Оно помогает лучше понять, как люди разного возраста воспринимают одиночество и как оно влияет на их психологическое состояние. Обосновывая позицию автора исследования, можно использовать такие научные исследования и теоретические концепции как "теория социального вытеснения" и "теория формирования личности".
Теория социального вытеснения предполагает, что человек осознает свое одиночество и его негативные последствия на определенных этапах своей жизни. Изначально исследователи считали, что подобные осознания возникают только в позднем возрасте. Однако, более новые исследования показывают, что осознание одиночества может начинаться уже в раннем детстве и продолжаться на протяжении всей жизни. Например, исследование Джона Кассела (Cassel, 1976) показало, что дети, которые испытывают одиночество, имеют больше проблем социальной адаптации и академическими успехами. Другие исследования также подтверждают, что одиночество может негативно влиять на психологическое состояние детей и подростков, вызывая депрессию, тревожность и низкую самооценку (Rubin et al., 2002).
С другой стороны, исследования показывают, что переживание одиночества может меняться с возрастом. Исследование Мартина Пинкуса и Ксении Эгоровой (Pinquart & Egert, 2007) указывает на то, что в различных возрастных группах люди воспринимают одиночество по-разному. Например, в раннем детстве дети часто ищут компанию сверстников, и чувство одиночества может быть связано с их недостатком. В подростковом возрасте одиночество может быть связано с поиском себя и формированием личности, а во взрослом возрасте - с отсутствием близких социальных связей и недостатком романтических отношений. В старости одиночество может возникать из-за потери близких людей и утраты социальной роли.
Теория формирования личности также может помочь лучше понять возрастные особенности переживания одиночества. Согласно этой теории, личность формируется в процессе социализации и формирования социальной идентичности. В каждом возрастном периоде человек сталкивается с особыми задачами развития и ищет поддержку в своем окружении. Если окружающая среда не обеспечивает необходимую поддержку и связанность, то возникает чувство одиночества. Например, в подростковом возрасте личность формируется на основе отделения от семьи и поиска своего места в обществе, и одиночество может быть связано с неудачным выполнением этой задачи.
Таким образом, научные исследования и теоретические концепции в области философии и теоретической психологии подтверждают актуальность исследования "Возрастные особенности переживания одиночества". Позиция автора исследования может быть обоснована на основе данных о влиянии одиночества на психологическое состояние людей разного возраста и теоретической концепции формирования личности.