Развитие экономической науки прошло через несколько этапов, которые можно представить в виде таблицы.
№ п.п. Экономическая школа Период Основные представители Предмет исследования и основное содержание
1 Меркантилизм 16-18 века Томас Манн, Ричард Кантйльон, Джеймс Стюарт Основная идея меркантилистов заключалась в том, что богатство и процветание нации зависят от прироста национального сокровища. Они признавали главную роль государства в экономике, а также поддерживали идею торгового баланса и колониальной экспансии.
2 Физиократия 18 век Франсуа Кенэ, Квекфор Ролле, Ильер и др. Основная идея физиократов заключалась в утверждении естественности экономического развития. Они считали, что источниками экономического благосостояния являются природа и земледелие. Физиократы разработали теорию естественного предпринимательства и поддерживали свободную торговлю и земельные реформы.
3 Классическая политическая экономия 18-19 века Адам Смит, Давид Рикардо, Томас Мальтус Классические экономисты разработали основы современной экономической теории. Они считали свободный рынок и индивидуальную инициативу ключевыми факторами экономического развития. Основные концепции классической политической экономии - трудовая теория стоимости, закон равного прибавления, закон снижающейся предельной полезности.
4 Марксизм 19 век Карл Маркс, Фридрих Энгельс Марксистская экономическая теория основывается на диалектическом материализме. Маркс и Энгельс разработали теорию эксплуатации рабочего класса и пролетарской революции. Они признавали историческую необходимость перехода от капитализма к социализму и коммунизму.
5 Историческая школа 19-20 века Густав Шмоллер, Вернер Зомбарт, Макс Вебер Историческая школа экономики придавала большое значение историческому контексту и институциональным условиям. Она разрабатывала теории исследования экономических институтов и эволюции экономики в различных странах и периодах.
6 Неоклассическая школа 19-20 века Альфред Маршалл, Леонардо Леслье, Вильфредо Парето Неоклассическая школа построена на методологическом индивидуализме и предполагает стремление максимизировать полезность и прибыль. Она разрабатывает теории ценности, распределения доходов и равновесия на рынке.
7 Кейнсианство 20 век Джон Мейнард Кейнс Кейнсианство критикует концепции классической политической экономии и предлагает действие государства для регулирования экономики. Оно основывается на идее, что экономические кризисы могут возникнуть из-за нехваткидействия в экономике и требуют активных мер по стимулированию спроса.
8 Неклассический синтез (в современной экономике) 20 век Мишель Калкаса, Роберт Солоу, Пол Самуэльсон Неклассический синтез объединяет идеи неоклассической школы и кейнсианства. Он разрабатывает модели, учитывающие и микроэкономические, и макроэкономические аспекты экономики.
9 Институционализм 20 век Дуглас Норт, Оливер Уильямсон, Эйлин Аппельбаум Институционализм сосредоточен на роли институтов в экономике и социальных отношениях. Он изучает взаимодействие институтов и экономического поведения акторов и признает, что институты имеют значительное влияние на экономическое развитие и процессы.</p>
В таблице представлены основные этапы развития экономической науки:
1. Меркантилизм - период развития экономической науки с 16-го по 18-й века. Основные представители этой школы - Томас Манн, Ричард Кантйльон, Джеймс Стюарт. Меркантилисты придерживались идеи, что богатство и процветание нации зависят от национального сокровища. Государство играло основную роль в экономике, а идеи торгового баланса и колониальной экспансии были поддержаны.
2. Физиократия - экономическая школа 18-го века. Ее представители - Франсуа Кенэ, Квекфор Ролле, Ильер и другие. Основное учение физиократов заключается в утверждении естественности экономического развития. Они считали природу и земледелие источниками экономического благосостояния. Физиократы пропагандировали свободную торговлю и земельные реформы.
3. Классическая политическая экономия - школа 18-19 веков, представители которой включают Адама Смита, Давида Рикардо, Томаса Мальтуса. Они разработали основы современной экономической теории, отмечая роль свободного рынка и индивидуальной инициативы в экономическом развитии. Они разработали такие концепции, как трудовую теорию стоимости и закон равного прибавления.
4. Марксизм - экономическая теория, разработанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 19-м веке. Марксистская экономическая теория базируется на диалектическом материализме и рассматривает эксплуатацию рабочего класса и пролетарскую революцию. Они предсказывали историческую необходимость перехода от капитализма к социализму и коммунизму.
5. Историческая школа - экономическая школа 19-20 веков, представители которой включают Густава Шмоллера, Вернера Зомбарта, Макса Вебера. Историческая школа придавала большое значение историческому контексту и институциональным условиям. Их основной интерес заключался в исследовании экономических институтов и эволюции экономики в различных странах и периодах.
6. Неоклассическая школа - школа 19-20 веков, представители которой включают Альфреда Маршалла, Леонардо Лесли, Вильфреда Парето. Она основана на индивидуальном действии и стремлении максимизировать полезность и прибыль. Неоклассическая школа разрабатывает модели ценности, распределения доходов и равновесие на рынке.
7. Кейнсианство - экономическая школа 20 века. Джон Мейнард Кейнс, ее основной представитель, критиковал концепции классической политической экономии и выдвигал идею о необходимости действия со стороны государства для регулирования экономики. Кейнсианство основывается на идее, что экономические кризисы могут быть вызваны недостатком действия в экономике, и требуют активных мер по стимулированию спроса.
8. Неклассический синтез (в современной экономике) - школа 20 века, разработка моделей, учитывающих как микроэкономические, так и макроэкономические аспекты экономики. Она объединяет идеи неоклассической школы и кейнсианства.
9. Институционализм - экономическая школа 20 века, представители которой включают Дугласа Норта, Оливера Уильямсона, Эйлин Аппельбаум. Институционализм изучает роль институтов в экономике и социальных отношениях. Он признает, что институты оказывают значительное влияние на экономическое развитие и процессы.
Этапы развития экономической науки характеризуются не только изменениями в предмете исследования и основными принципами, но и социально-экономическими условиями эпохи, политическими, технологическими и культурными изменениями. Каждая школа экономической мысли оставила свой след в развитии экономической науки и вли