Задание 1
Классическое обусловливание - это процесс формирования условного рефлекса путем связывания нейтрального стимула с установленным (безусловным) стимулом. Одним из примеров классического обусловливания в моей жизни является ассоциация звука будильника с ощущением усталости и желанием продолжить сон.
Механизм формирования этого условного рефлекса заключается в последовательности следующих этапов:
1. Безусловный стимул: установленный стимул, который вызывает естественную реакцию. В данном случае, это ощущение усталости после сна.
2. Безусловный (рефлекторный) ответ: естественная реакция на безусловный стимул. В данном случае, это желание продолжить сон и отложить пробуждение.
3. Нейтральный стимул: изначально не вызывает никакой реакции. В данном случае, это звук будильника.
4. Пробный период: предъявление нейтрального стимула (звука будильника) одновременно с безусловным стимулом (ощущением усталости) в течение определенного периода времени.
5. Условный (наученный) ответ: реакция на условный стимул (звук будильника) после пробного периода. В данном случае, это желание продолжить сон и отложить пробуждение при звуке будильника.
6. Условный стимул: наученный стимул, который после обусловливания вызывает условный ответ. В данном случае, это звук будильника.
Таким образом, в результате классического обусловливания, звук будильника стал условным стимулом, который вызывает во мне реакцию желания продолжить сон и отложить пробуждение.
Задание 2
Для внедрения полезной привычки на основе принципов оперантного научения можно использовать следующий план:
1. Определение цели: определение желаемой полезной привычки, например, ежедневное упражнение или чтение.
2. Выбор позитивного подкрепления: выбор позитивного стимула, который будет использоваться в качестве подкрепления при выполнении желаемой привычки. Например, после каждого упражнения можно позволить себе перекусить что-то вкусное или после каждой прочитанной главы книги наградить себя небольшим отдыхом.
3. Составление плана действий: определение конкретных шагов, которые нужно предпринять для выполнения желаемой привычки. Например, выделение определенного времени для занятий или создание расписания чтения.
4. Построение графика подкрепления: разработка графика, на котором можно отмечать выполнение желаемой привычки и получение подкрепления. Например, можно создать еженедельную таблицу, в которой будет отмечаться выполнение упражнений или прочтение глав.
5. Постоянное слежение и оценка прогресса: важно постоянно следить за выполнением желаемой привычки и оценивать свой прогресс. Например, можно делать пометки на графике подкрепления и отмечать свои достижения.
Стратегия подкрепления в данном случае будет основана нацеленности на получение позитивного стимула (приятного перекуса или отдыха) после выполнения желаемой привычки. Для того чтобы использовать данную стратегию на себе, я буду давать себе вознаграждение после каждого выполненного шага в направлении формирования полезной привычки. Например, после каждого выполненного упражнения я позволю себе небольшую порцию любимой еды или после каждой прочитанной главы книги я позволю себе немного отдохнуть и насладиться моментом.
Задание 3
Пример социального научения в моей жизни - это освоение техники игры на музыкальном инструменте.
В начале я наблюдал за другими музыкантами, смотря как они уверенно держат инструмент и производят звуки. Это был первый этап социального обучения - наблюдение.
Затем я активно принимал участие в уроках и тренировках, где музыкальный преподаватель и другие опытные музыканты демонстрировали правильную технику игры, объясняли основные принципы и закономерности, помогали исправлять ошибки и развивать навыки. Это был второй этап социального обучения - обучение при помощи других людей.
Кроме того, я общался с другими начинающими музыкантами, делился опытом и получал советы от более опытных коллег. Это был третий этап социального обучения - обучение при помощи ровесников.
В процессе социального обучения, я наблюдал, подражал, получал обратную связь и инструкции от других людей, что позволило мне освоить новые навыки и улучшить свою игру на инструменте.
Таким образом, социальное обучение игре на музыкальном инструменте сыграло важную роль в моем развитии как музыканта и помогло мне освоить полезные навыки.