Введение
Дознание – это один из основных этапов уголовного процесса, который выполняет роль предварительного расследования, в ходе которого устанавливаются обстоятельства преступления и виновность подозреваемого. Деятельность органов дознания основана на законах, регулирующих процессуальный порядок проведения следствия и судебного разбирательства в Российской Федерации.
В связи с этим, в настоящей работе рассматриваются правовые основы деятельности органов дознания, основные законы и федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность, а также принципы, на которых основывается деятельность правоохранительных органов.
Основные законодательные акты
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность органов дознания, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), являющийся основным источником процессуального права. В нем закреплены общие и специальные нормы, регулирующие порядок проведения дознания. Также деятельность органов дознания регулируется следующими федеральными законами:
- Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года №144-ФЗ;
- Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 года №210-ФЗ;
- Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ.
Следует отметить, что деятельность органов дознания также регулируется Конституцией РФ, в которой закреплены права и свободы человека и гражданина, а также принципы правосудия.
Принципы деятельности органов дознания
В деятельности органов дознания применяются следующие принципы:
1. Презумпция невиновности. Согласно данному принципу, никто не считается виновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
2. Справедливость. Деятельность органов дознания должна быть направлена на установление истины и наказание виновных, без применения дискриминации или произвольного преследования.
3. Законность. Все действия органов дознания должны соответствовать закону, в том числе уголовно-процессуальному законодательству.
4. Конфиденциальность. Органы дознания должны обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе дознания, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом.
5. Соответствие действий органов дознания общепринятым нормам международного права и международным договорам.
Процесс проведения дознания
Дознание начинается после того, как следователь, приняв заявление, принимает решение о возбуждении уголовного дела. Оно проводится с целью установления обстоятельств преступления, установления подозреваемых и свидетелей в уголовном деле.
В рамках дознания проводятся следующие мероприятия:
- опрос свидетелей, потерпевших, подозреваемых;
- осмотр места происшествия;
- изъятие документов, предметов, а также других материалов, связанных с уголовным делом;
- проведение экспертиз;
- использование специальных оперативно-розыскных мер.
В завершение дознания, следователь подводит итоги, которые могут иметь следующие исходы:
- решение о прекращении уголовного дела из-за отсутствия признаков преступления;
- решение о прекращении уголовного дела из-за отсутствия в действиях подозреваемого состава преступления;
- подготовка и направление в суд уголовного дела с обвинительным заключением.
Заключение
Таким образом, деятельность органов дознания основывается на законодательстве, к которому они обязаны соблюдать и которое определяет принципы и порядок их деятельности. Принципы правосудия, законности, справедливости, презумпции невиновности и конфиденциальности – основа работы органов дознания, которые соблюдают их в ходе проведения расследования. Основные мероприятия, проводимые при дознании, включают опрос свидетелей и потерпевших, осмотр места происшествия, проведение экспертиз, реализацию оперативно-розыскных мер и другие действия, необходимые для установления обстоятельств преступления и выявления лиц, причастных к его совершению. По результатам проведения дознания могут быть приняты различные решения, в зависимости от наличия или отсутствия признаков преступления.