Одним из основополагающих принципов обучения, выделяемых Джеромом Брунером, является разделение стратегий обучения на четыре модели. Подробное рассмотрение каждой из этих моделей поможет нам лучше понять их специфику и определить наиболее эффективные подходы к обучению школьников.
Первая модель, названная обучением как подражание, предполагает, что ученик просто повторяет или копирует действия и эмоции учителя без осознания их смысла. Эта модель основывается на предположении, что подражание является самым первым и наиболее естественным способом обучения.
Например, в уроке иностранного языка учитель может предложить ученикам повторять фразы вместе с ним, чтобы они могли подражать произношению и интонации носителя языка. В этом случае задание учителя может быть следующим:
1. Подражайте мне и повторяйте фразы после меня.
2. Послушайте, как я произношу фразы, и повторяйте их вместе со мной.
3. Участвуйте в повторении фраз, следуя за моими движениями рук и губ.
4. Попытайтесь смоделировать мою интонацию и выражение лица, когда повторяете фразы.
Вторая модель, обучение как передача знаний от учителя ученику, рассматривает обучение как процесс передачи информации и знаний от учителя к ученику. В этой модели роль учителя заключается в том, чтобы ясно и последовательно донести необходимую информацию ученикам.
Для примера возьмем урок истории. Учитель может показать ученикам картинки и фотографии из исторических источников и рассказать им о событиях или периодах истории. В этом случае задание учителя может быть следующим:
1. Ознакомьтесь с изображениями и думайте о том, что они могут рассказать нам о прошлом.
2. Послушайте мой рассказ о событиях, изображенных на фотографиях, и запишите ключевые факты.
3. Обсудите с соседом, что вы узнали из фотографий, и поделитесь своими наблюдениями.
4. Вспомните, что мы узнали на прошлом уроке, и сравните его с информацией, полученной сегодня.
Третья модель, обучение как формирование мышления, предполагает, что обучение должно помочь развить у ученика способность мыслить и решать проблемы самостоятельно. В этой модели учитель выступает в роли фасилитатора, который помогает ученику развить критическое и творческое мышление.
Например, в уроке математики учитель может предложить ученикам решить сложную задачу с использованием разных методов и стратегий. Задание учителя может быть следующим:
1. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно, используя все известные вам методы.
2. Обсудите свои мысли и подходы к решению задачи с соседом, и сравните их с вашими.
3. Попробуйте использовать нестандартный подход или стратегию для решения задачи.
4. Поделитесь своим решением с классом и объясните, как вы пришли к этому результату.
Четвертая модель, обучение как соотнесение субъективного и объективного знания, предполагает активное взаимодействие ученика с учебным материалом и его собственное восприятие и интерпретацию информации. В этой модели ученик играет активную роль в своем обучении, а учитель помогает ему развить критическое мышление и аналитические навыки.
Например, в уроке литературы учитель может предложить ученикам анализировать и интерпретировать тексты и выражать свою собственную точку зрения. Задание учителя может быть следующим:
1. Прочитайте этот текст и подумайте о его смысле и темах.
2. Напишите свои мысли и впечатления о прочитанном тексте.
3. Обсудите свои идеи с соседом и сформулируйте совместный вывод.
4. Поделитесь своими интерпретациями текста с классом и обсудите различные точки зрения.
Эти четыре модели - подражание, передача знаний, формирование мышления и соотнесение знаний - представляют собой различные подходы к обучению и могут быть эффективно применены в разных учебных ситуациях и для разных предметов. Выбор подходящей модели зависит от конкретных целей обучения, особенностей учеников и контекста обучения, и может быть адаптирован в соответствии с конкретной учебной ситуацией.