Увольнение государственного гражданского служащего с замещаемой должности государственной гражданской службы может быть основано на нарушении запретов, установленных законодательством о государственной гражданской службе. Запреты являются одним из элементов правового статуса государственного служащего и предписывают ему соблюдать определенные нормы поведения и ограничения.
Запреты государственной гражданской службы устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Они определяются с целью обеспечения неприкосновенности и эффективности государственной гражданской службы, сохранения принципов нейтралитета и политической непристрастности государственных служащих.
Согласно законодательству о государственной гражданской службе, государственному служащему запрещается:
1. Вступать в политические партии, избирать депутатов субъектов РФ и федерального уровня, активно участвовать в политической деятельности. Государственный служащий должен воздерживаться от политических высказываний и действий, а также от выполняния роли руководителя или представителя политической партии или другой общественной организации.
2. Оказывать предпочтение одной политической силе или кандидату, используя свой служебный статус для поддержки или дискредитации политических действий, лиц или групп.
3. Участвовать во внепрофессиональной политической деятельности, если это может вызвать конфликт интересов или подрывать авторитет государственной гражданской службы.
4. Предоставлять или использовать свои служебные полномочия для создания задержек, препятствования или искажения законодательства и реализации прав и свобод граждан, а также для получения личных выгод и преимуществ.
5. Подвергать риску государственную безопасность, раскрывать сведения, составляющие государственную тайну или служебную тайну, а также злоупотреблять информацией, полученной в процессе служебной деятельности.
6. Заниматься коммерческой деятельностью или быть учредителем (участником) коммерческой организации, если это противоречит интересам государства и может вызвать конфликт интересов.
7. Получать подарки, вознаграждения и иные выгоды за исполнение своих служебных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
8. Государственному служащему запрещается проявлять коррупционные действия, а также участвовать в коррупционных схемах или предлагать взятки.
9. Неправомерно использовать служебные сведения, брать взятки, предоставлять льготы или иные преимущества для получения незаконных выгод или уклонения от исполнения законных требований.
10. Заниматься иной оплачиваемой трудовой деятельностью без разрешения соответствующего органа государственной гражданской службы.
Если государственный служащий нарушает одно из этих запретов, его деятельность может быть признана противоречащей законодательству о государственной гражданской службе. Это может послужить основанием для его увольнения с замещаемой должности государственной гражданской службы.
Ограничения, в отличие от запретов, являются другим элементом правового статуса государственного служащего и устанавливают пределы для его деятельности. Они определяются в соответствии с законодательством и применяются с целью обеспечения эффективного и правомерного исполнения служебных обязанностей государственным служащим.
Ограничения государственной гражданской службы могут касаться, например:
1. Исполнения служебных обязанностей в определенном месте или территории.
2. Привлечения к выполнению определенных служебных функций или задач.
3. Выполнения определенных служебных обязанностей в рамках определенной государственной программы или проекта.
4. Ограничения в распоряжении служебным имуществом или использовании служебных средств.
5. Другие ограничения, установленные законодательством.
Ограничениям подчиняются все государственные служащие, не зависимо от их должностей и стажа службы. Государственным служащим надлежит соблюдать установленные ограничения и не выходить за рамки прав и обязанностей, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе.
Таким образом, увольнение государственного гражданского служащего с замещаемой должности государственной гражданской службы в данном случае могло быть основано на нарушении запрета, установленного законодательством о государственной гражданской службе – способствование созданию организации вне рамок службы. Государственный служащий имел свою роль в создании Совета ветеранов труда, что может противоречить нейтралитету и политической непристрастности государственной гражданской службы. В таком случае суд может признать его увольнение законным и отклонить иск о восстановлении на должности государственной гражданской службы.