Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются одной из форм государственной и муниципальной собственности и представляют собой юридические лица, созданные для осуществления определенной деятельности, связанной с удовлетворением общественных потребностей.
Порядок создания государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется законодательством Российской Федерации. Создание таких предприятий осуществляется на основании решения соответствующего органа государственной или муниципальной власти, который выступает основателем предприятия. Органы власти также утверждают устав предприятия, в котором определяются его цели и задачи, организационная структура, права и обязанности руководителей и работников, порядок формирования и использования имущества, порядок распределения прибыли и др.
В уставе государственного и муниципального унитарного предприятия должны быть указаны его полное наименование, место нахождения, основной вид деятельности, размер уставного капитала и его источники, порядок формирования и использования имущества предприятия, перечень вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции.
Для осуществления своей деятельности государственные и муниципальные унитарные предприятия могут иметь право собственности на земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости. Правовой режим имущества государственного или муниципального унитарного предприятия устанавливается соответствующим органом власти, основателем предприятия.
Государственное и муниципальное имущество, находящееся в собственности государства или муниципалитета, может быть передано государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или оперативного управления и распоряжения. При этом устанавливается порядок использования, охраны и распоряжения этим имуществом.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются некоммерческими организациями и осуществляют государственные и муниципальные функции, то есть деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей. В отличие от коммерческих предприятий, они не стремятся получить максимальную прибыль, а ориентированы на обеспечение социально значимых услуг или производство товаров, которые не являются основными средствами их доходов.
Ликвидация государственного и муниципального унитарного предприятия возможна по нескольким основаниям. Во-первых, ликвидация может быть произведена по инициативе учредителя - органа государственной или муниципальной власти. В этом случае причины ликвидации и порядок ее проведения определяются учредителем. Во-вторых, ликвидация может быть произведена по решению суда в случае нарушения устава предприятия, закона или иных нормативных правовых актов, приведших к серьезным нарушениям.
При ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия проводится инвентаризация его имущества и обязательств перед кредиторами. Полученные средства направляются на удовлетворение долгов предприятия, выплату компенсаций работникам и иных лиц, а оставшаяся сумма передается учредителю.
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются важной формой государственной и муниципальной собственности, созданных для осуществления определенных функций, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Создание, ликвидация и особенности правового режима имущества таких предприятий определяются законодательством, а конкретные меры по осуществлению указанных процессов принимаются учредителем - государственным или муниципальным органом власти.