Для проверки данной гипотезы необходимо провести исследование, которое может быть основано на следующих критериях.
Во-первых, необходимо определить методику измерения уровня развития речи и мышления. Для измерения уровня развития речи можно использовать различные тесты и задания, например, тест на понимание речи, тест на продуктивную речь, задания на лексический и грамматический минимум и т.д. Для измерения уровня развития мышления можно использовать задания, связанные с категориями мышления (абстрагирование, анализ, синтез, оценка) и способами решения проблем (логическое мышление, эвристическое мышление и т.д.)
Во-вторых, необходимо выбрать группу детей среднего дошкольного возраста и разделить ее на три группы: с низким уровнем развития речи, со средним и высоким. Необходимо убедиться, что группы равны по другим параметрам, например, по возрасту, полу, социально-экономическому статусу, количеству детей в семье.
Затем необходимо провести исследование на всех группах, используя одну и ту же методику измерения уровня развития мышления. После этого можно провести статистический анализ полученных данных, например, с помощью корреляционного анализа, для определения связи между уровнем развития речи и мышления.
Если полученные результаты покажут высокую корреляцию между уровнем развития речи и мышления, то гипотеза будет подтверждена. В этом случае можно утверждать, что уровень развития речи пропорционален уровню развития мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Например, исследование, проведенное в США (Lanet, Gentaz, 2015), показало, что у детей от 4 до 6 лет, у которых был низкий уровень речи, был также низкий уровень мышления по сравнению с детьми со средним или высоким уровнем речи. Другие исследования (Barnett, Gardner, 2011) также показывают, что уровень развития речи прямо связан с уровнем развития мышления у детей среднего дошкольного возраста.