Правь, Славь, Явь и Навь – это понятия из славянской мифологии, они представляют собой составные элементы ее космологической системы.
В первую очередь, следует отметить, что эти понятия не имеют однозначных и точных определений в классической мифологии, их трактовка может различаться в разных источниках. Однако, существуют общепринятые представления о Праве, Славе, Яви и Нави, которые мы рассмотрим ниже.
Правь – это понятие, которое обычно связывается с высшими божествами, силами, правящими миром и вселенной. Правь представляет собой совокупность всей божественной иерархии, включая главных богов, богинь, полубогов и других духовных сил. Оно олицетворяет высшую силу, которая управляет природой, судьбой, жизнью и смертью. Правь как концепция включает в себя все аспекты славянской мифологии: богов, героев, архетипы, символы, обряды, ритуалы и так далее.
Следующее понятие – Слава, связанное с обожествленными героическими демиургами-творцами и великими предками. Слава это нечто более специфическое и индивидуальное, чем Правь. Оно связано с конкретными силами, которые помогают и поддерживают человека на его жизненном пути. Слава это своеобразная энергия, мощь, дар богов, которые передаются от отца к сыну, от предка к потомку. Например, в древности славянские племена отождествляли свою судьбу и имя с конкретным божеством, каким-то предком или даже с конкретным символом. Слава также может включать в себя обряды и ритуалы в память о предках и бережное отношение к своим корням.
Явь – это понятие, которое представляет собой все видимое, привычное и материальное. Явь включает в себя землю, природу, животных, растения, все, что мы видим и ощущаем. Это наш мир, в котором мы живем и взаимодействуем со всем окружающим нас. В славянской мифологии Явь часто представляется как одно из трех основных миров (Явь, Правь и Навь), которые взаимодействуют друг с другом и организуют структуру вселенной. Явь также может быть связано с понятием "земной", "материальной" реальности, отличающейся от области духовных и неживых сил.
Навь – это понятие, которое представляет собой иной, неживой мир. Навь – это мир духов, но не богов, а скорее иные формы существования. В Нави сосредоточены силы и духи, которые помогают и воздействуют на судьбу людей. Навь представляет собой такие элементы, как призраки, домовые, лесные духи, водяные, всевозможные злые и добрые духи-хозяева. Она также может содержать в себе понятия планеты и звезды, которые находятся выше нашего мира. Навь в отличие от Яви – это мир параллельный, околоземный, существующий рядом с нашим, но недоступный для прямого созерцания людьми.
Сходство между Правью, Славью, Явью и Навью заключается в том, что все эти понятия являются составными элементами славянской мифологии и представляют собой разные аспекты вселенной и связанной с ней реальности. Все они взаимосвязаны и образуют единое целое.
Однако, есть и определенные различия между этими понятиями. Правь и Слава связаны с божественными и героическими силами, которые находятся на высшей ступени иерархии славянской мифологии. Явь и Навь в свою очередь связаны с материальным и неживым миром, со всем видимым и невидимым, что окружает нас.
В Праве и Нави сконцентрированы более абстрактные и всеобъемлющие понятия, которые связаны с силами, правящими миром и вселенной, с божественными сущностями и неживыми формами существования, соответственно. Слава и Явь, в свою очередь, связаны с более конкретными и индивидуальными аспектами, с близкими нам и человеку силами, помогающими и поддерживающими нас в нашей жизни.
Кроме того, Правь и Навь связаны с параллельными мирами и духовными силами, тогда как Слава и Явь более ориентированы на земную реальность и ее силы. Правь и Навь способствуют проникновению и взаимодействию с мистическим и духовным, тогда как Слава и Явь относятся к более осязаемым и структурированным аспектам бытия.
Таким образом, можно сказать, что Правь, Славь, Явь и Навь представляют различные аспекты славянской мифологии, отображающие ее космологическую структуру и порядок. Эти понятия дополняют друг друга и описывают разные аспекты вселенной, божественные и трансцендентные силы, а также их отражение в нашем мире.