Сначала следует отметить, что системное толкование норм права предполагает интерпретацию правовых норм с учетом их взаимосвязи и целостности системы права. Такой подход позволяет рассмотреть противоречие между запретом на получение подарков для государственных служащих, установленным ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», и возможностью принятия обычных подарков стоимостью до 3 тыс. руб., предусмотренными ГК РФ.
Системное толкование подразумевает, что необходимо анализировать норму права в контексте всего правового регулирования, учитывая связь с другими нормами, законодательством и целями, которые преследуются законодателем. Подарки для государственных служащих регулируются как специальным законом о государственной гражданской службе, так и гражданским законодательством. Следовательно, в данной ситуации необходимо согласовать положения этих двух законов.
ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (ст. 17) устанавливает запрет на получение подарков служащими в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей, без указания исключений или ограничений по их стоимости. Это является общим правилом для государственных служащих и гарантирует независимость и беспристрастность их деятельности.
С другой стороны, ГК РФ (ст. 575) определяет возможность принятия обычных подарков стоимостью до 3 тыс. руб., что противоречит общему запрету, установленному ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Однако этот запрет может считаться исключением, предусмотренным специальным законом.
Несмотря на то, что указанное противоречие существует, системное толкование должно учитывать, что перед Гражданским кодексом РФ стоит Федеральный закон об государственной гражданской службе. Таким образом, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» должен иметь преимущество перед Гражданским кодексом РФ в случае возникновения конфликта в их нормах. Это говорит о том, что запрет на получение подарков для государственных служащих является абсолютным и не должен иметь исключений.
В рамках системного толкования также важно учесть цели и задачи, которые преследуются законодателем при установлении запрета на получение подарков государственными служащими. Одна из таких целей - предотвращение коррупции и конфликта интересов. Получение подарков может влиять на принятие неправомерных решений, снижать доверие к деятельности государственных служащих и искажать конкурентную среду. Поэтому запрет установлен без исключений, чтобы обеспечить достижение этих целей и защитить принципы законности, равенства и справедливости.
Таким образом, с позиций системного толкования норм права можно сделать вывод, что запрет на получение подарков для государственных служащих, установленный ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», должен иметь преимущество над исключением, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Это обосновано целями, которые преследуются законодателем в области государственной гражданской службы, а именно борьбой с коррупцией и защитой принципов законности и равенства. Несмотря на наличие противоречия, следует придерживаться запрета на принятие подарков государственными служащими в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей без каких-либо исключений или ограничений по их стоимости.