Понятия "компетенция" и "компетентность" имеют несколько толкований в различных науках. В широком смысле, компетенция описывает совокупность знаний, навыков, умений и качеств, необходимых для успешного выполнения задачи или достижения определенной цели. Компетентность же описывает способность применять эти компетенции в практической деятельности.
Возможно, наиболее полное определение данных понятий можно найти в педагогической литературе. Согласно педагогической интерпретации, компетенция – это интегративное свойство личности, включающее знания, опыт, умения, навыки, качества личности и мотивацию к их применению в конкретных ситуациях. Компетентность, в свою очередь, – это уровень развития компетенций, их устойчивое применение в различных ситуациях и контекстах.
Следует отметить, что использование терминов "компетенция" и "компетентность" может зависеть от контекста. В некоторых областях, например, в кадровом управлении или в образовании, компетенция может рассматриваться как формально определенные требования к квалификации и профессиональным навыкам, которые являются необходимыми для выполнения определенной работы или профессии. В таком случае, компетентность – это наличие этих компетенций у конкретного индивида.
В социологии и психологии, понятие "компетенция" относится к социальным ролям и знаниям, которые необходимы для успешного функционирования в обществе. В этом контексте, компетентность – это способность применять эти социальные роли и знания в интеракциях с другими людьми.
Также существует различие в использовании терминов в образовательных и профессиональных контекстах. В образовании, компетенция – это описание ожидаемых результатов обучения и достижений студента. Компетентность, с другой стороны, – это способность студента применять полученные знания и навыки в реальных ситуациях.
Важно отметить, что данные понятия не являются взаимозаменяемыми. Компетентность является более широким понятием, так как она включает в себя не только наличие компетенций, но и способность их применять в практической деятельности. Кроме того, компетентность более устойчива и может быть рассмотрена как продукт непрерывного обучения и опыта.
Вместе с тем, эти понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Компетенция формируется и развивается в результате обучения и практической деятельности, а компетентность – это степень освоения и усвоения компетенций. Таким образом, компетентность является показателем качества и уровня развития компетенций у индивида.
Также важно отметить, что понятия "компетенция" и "компетентность" являются контекстуальными и существует множество подходов к их определению и классификации в разных научных дисциплинах. Поэтому, в связи с этим, может быть полезным использовать ясное и установленное определение данных терминов в каждой конкретной области исследования.