Одно из доказательств бытия Бога Фомы Аквинского - это так называемое «Первое движущее» (первая причина) аргумент. Суть аргумента состоит в том, что наблюдаемое нами движение в мире требует первоначальной причины, которая сама не подлежит движению. Таким образом, существует нечто, что само по себе начинает движение, а не приводится в движение другими. Это нечто называется Богом.
Однако данный аргумент имеет ряд недостатков, как логических, так и содержательных. Во-первых, он основывается на природе движения и делает предположение, что оно требует первоначальной причины. Однако современная наука, особенно физика, показывает нам, что нет необходимости предполагать, что движение требует внешнего энергетического воздействия. В квантовой физике, например, существует понятие «вакуумных флуктуаций», которые могут вызывать движение без внешнего воздействия. Таким образом, предположение о необходимости первоначальной причины для движения не является неотъемлемым.
Во-вторых, данное доказательство исходит из предположения, что движение имеет начало, и, следовательно, должно иметь начальную причину. Однако это предположение не подтверждается опытом. Как показывает теория Большого взрыва, наша Вселенная возникла из сингулярности, без какой-либо предварительной причины. Таким образом, идея о необходимости первоначальной причины для движения может быть неверной.
В-третьих, само понятие Бога, как первоначальной причины, остается неопределенным и вводит необходимость предположений о его природе и свойствах. Фома Аквинский предполагает, что Бог - это сущность, не подлежащая движению. Однако это предположение не обосновано никакими фактами или логическими рассуждениями. Также существуют и другие трактовки Бога, которые отличаются от Аквинского. Таким образом, его доказательство не может быть считано всеобъемлющим.
В итоге, доказательство Фомы Аквинского о первоначальной причине не устояло перед современными научными открытиями и содержит ряд логических и содержательных ошибок. Мир может быть объяснен без прибегания к Богу-Творцу и необязательно предполагать наличие первоначальной причины для движения. Такие объяснения находятся в рамках научных теорий и наблюдений, которые базируются на опыте и эмпирических данных.