Бел Балаж, венгерский режиссер и теоретик кино, оказал большое влияние на развитие кинематографической теории и практики. Его концептуальный подход к стилю и жанру в кино заключается в том, что он рассматривает кино как форму искусства, которая должна восстанавливать свободу творчества и экспериментирования. Ниже будут рассмотрены взгляды Балажа на стиль и жанр, с примерами, используя теоретическую основу и его критерии.
Один из ключевых аспектов философии кино Балажа - это концепция священного образа (sacred image), которая означает, что кино - это не просто механическое воспроизведение реальности, а форма искусства, которая может трансформировать и переосмыслить мир вокруг нас. В своей книге "Теория кино" Балаж пишет, что "в кино священный образ выражается как заметный свет, как цветовая гамма, как ритм, как сочетание движений, как знак, проводящий сквозь окультуренный мир". Соответственно, священный образ - это часть стиля кинематографа, которая делает кино уникальным и отличным от других искусств.
Концепция священного образа также связана с теорией о том, что кино должно быть автономным искусством, независимым от других искусств, таких как литература или театр. Кино, по Балажу, должно использовать свои собственные характеристики и инструменты, чтобы создавать свою уникальную магию. Он критикует тех, кто рассматривает кино только в контексте других искусств, утверждая, что кино должно основываться на собственных правилах и ограничениях.
Другим важным аспектом стиля Балажа является его предпочтение режимов сознания (consciousness modes) в кино. Он исследует, как кино может трансформировать мир через сознание зрителя, с помощью сюрреалистических и экспериментальных эффектов. Например, он описывает, как режиссер Фриц Ланг использовал различные техники кадрирования и монтажа в своем фильме "Метрополис", чтобы создать интенсивный визуальный опыт, который далет зрителю широкий спектр впечатлений.
В своих работах Балаж выражает свою нелюбовь к жанру фильма, к которому относятся популярные кинофильмы, такие как "комедия", "мелодрама", "военный фильм". Он критикует эти жанры за упорство на традиционно мелодраматических сюжетах и стереотипных персонажах. В своей статье "На что способна киноэстетика" он пишет: "Комедия, мелодрама и т. д. - это формы духовного ужаса. Любой здравомыслящий человек должен чувствовать, что определенно что-то не в порядке в этих жанрах".
Вместо этого Балаж сосредотачивается на кинематографических опытах, которые изменяют сознание зрителей и создают новые формы тени и света. Он считает, что кино должно быть экспериментальным в своем характере, без определенного жанра. Он также подчеркивает необходимость личного творческого выражения в кино, которое выражается через собственный стиль и подход.
В заключение, Бел Балаж был одним из крупнейших теоретиков кино, который рассматривал кино как свободную и экспериментальную форму искусства. Его концепция священного образа помогла сформировать концепцию кино к какой категории относится данное произведение и на основе этой классификации рассматривать его как отдельный жанр. Его взгляды на стиль и жанр в кино подчеркивают необходимость эксперимента и инновации в кинематографе.