Взаимосвязь между мышлением и речью является одной из основных проблем психологии развития, особенно в дошкольном возрасте, когда дети только начинают развивать эти две важнейшие функции психики. В данном случае мышление и речь сопряжены между собой в функционировании высших психических процессов, таких как внимание, память, воображение, логическое мышление, организация деятельности и др.
Мышление и речь в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте развитие мышления имеет следующие особенности:
1. Наивность: дети не обладают абстрактным мышлением, они опираются на конкретный опыт, ощущения, впечатления, конкретные объекты и события.
2. Эмпирическость: мышление ориентировано на опыт, результаты практической деятельности, на конкретный опыт, полученный в процессе общения с окружающими людьми и предметами.
3. Неустойчивость: мышление детей еще нестабильно, незаконченно, это процесс установления отношений и связей между объектами и явлениями.
4. Незрелость: развитие мышления у детей еще не завершено, многие функции и определенные виды мышления еще не сформировались полностью, дети не обладают такими качествами, как системность, логичность, предвидение последствий и др.
В свою очередь, развитие речи в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:
1. Недостаточная функциональность: дети еще не умеют владеть всеми видами речи (например, описательной, рассуждающей, причинно-следственной), не умеют переключаться с одной речевой задачи на другую.
2. Недостаточная грамматическая точность: дети только начинают формировать правильные формы слов, однако они еще не могут правильно использовать грамматические правила.
3. Эмоциональность: речь дошкольников еще не является достаточно спокойной и контролируемой, она определяется эмоциональным состоянием ребенка.
4. Низкий уровень сложности: речь дошкольников еще не содержит сложных и многосложных предложений, она строится на простых интонационных оборотах и словосочетаниях.
Связь мышления и речи в дошкольном возрасте
Таким образом, мышление и речь в дошкольном возрасте лежат в основе развития человеческой психики. Взаимосвязь между этими двумя функциями проявляется в следующем:
1. Мышление является основой речи: без мышления невозможно формирование правильных и грамотных высказываний, речь строится на накопленном опыте и знаниях, обрабатываемых мозгом.
2. Речь является основой мышления: ребенок, говоря о своих ощущениях, чувствах и мыслях, вынужден упорядочивать свои восприятия, анализировать себя и окружающий мир, что в свою очередь способствует усилению мыслительных процессов и логического мышления.
3. Мышление и речь взаимообусловлены: развитие как мышления, так и речи, определяется взаимодействием с другими людьми, окружением, предметами, происходит в процессе деятельности, воспитания, образовательной и социальной деятельности.
4. Развитие мышления и речи связано с развитием других психических функций: внимания, памяти, воображения, логического мышления, формирования мотивов и др.
В заключении можно сказать, что взаимосвязь между мышлением и речью является важнейшим аспектом развития психики ребенка в дошкольном возрасте, она определяет его способность к адаптации к различным условиям жизни, к общению с окружающим миром и к учению на протяжении всей жизни.