Государственная служба, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является системой субъектов исполнительной власти РФ, осуществляющих государственные функции, для обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, охраны законности и правопорядка во всех сферах жизнедеятельности общества. Государственные служащие обеспечивают реализацию нормативно-правовых актов и государственных решений, контролируют соблюдение дисциплины труда, рационального использования бюджетных средств, безопасных условий труда и других стандартов.
Субъекты Российской Федерации являются федеративными государствами и обладают собственными конституциями, законами и исполнительной властью. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, субъекты РФ и их организации осуществляют полномочия, переданные им Федеральным законодательством, а также осуществляют свои компетенции на основе федеративных принципов.
Муниципальная служба в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является системой субъектов местного самоуправления, осуществляющих государственные функции на местном уровне. Муниципальные служащие обеспечивают своевременное и качественное рассмотрение обращений граждан, организуют работу по местному самоуправлению, управлению земельными и иными ресурсами муниципального образования, контролируют выполнение бюджетных расходов и налоговых обязательств местных жителей.
Ключевой механизм взаимодействия государственной службы и муниципальной службы на местах заключается в работе на основе договора о сотрудничестве. Этот документ разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 05 мая 2014 г. №114-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и является своего рода контрактом между исполнительной властью и муниципальным образованием. Договор регламентирует права и обязанности сторон, механизмы управления ресурсами и исполнения обязательств.
Критерии взаимодействия государственной и муниципальной служб включают:
1. Координацию действий между исполнительной властью и муниципальными органами, включая совместную работу по принятию решений, участие в государственных программах и проектах, участие в общественных мероприятиях и т. д.
2. Обеспечение выполнения требований законодательства, включая контроль над работой муниципальных органов и муниципальной службы, участие в разрешении конфликтов на местах, информационная поддержка муниципальным процессам и т. д.
3. Поддержка общественного участия в управлении муниципальными ресурсами и процессами, включая поддержку различных форм общественных организаций, гражданских объединений и инициативных групп, поддержка развития местного самоуправления и т. д.
4. Систематическую оценку и мониторинг работы муниципальных органов и муниципальной службы, планирование и координацию мероприятий по повышению качества социальных услуг и улучшению качества жизни населения.
Решение многих проблем, связанных с местным самоуправлением, может быть эффективным только при активном взаимодействии государственной и муниципальной служб. Это требует взаимодействия всех сторон, участия общественности, поддержки инновационных инициатив и взаимозависимости всех аспектов жизни на местах от политического лидерства и до социально-экономических процессов.