Введение
Актуальность
С развитием современных технологий становится все более актуальным вопрос о том, как внедрять и использовать их в образовательной среде. Открытие миру новых возможностей через использование информационных технологий, робототехники и программирования в учебном процессе является важной задачей, особенно на начальных этапах обучения.
Одна из ключевых научно-практических проблем, которую нужно решать в современной школе - мотивация учащихся к обучению математике. Интерес к изучению математики у большинства детей в первые годы обучения часто ограничивается поверхностными стереотипными представлениями о сложности предмета. Скучные и абстрактные задания, которые не позволяют учащимся полностью понять суть математических концепций, а также недостаток практического опыта использования этих знаний в реальной жизни, отрицательно влияют на мотивацию учащихся.
Цель и задачи исследования
Цель данной работы заключается в исследовании возможности использования методологии STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics - наука, технология, инженерия, искусство, математика) на уроках математики в начальных классах с целью развития мотивации учащихся к изучению данного предмета.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методологии STEAM и их применение в образовательном процессе.
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития мотивации учащихся к изучению математики в начальных классах.
3. Изучить опыт использования методологии STEAM на уроках математики в начальных классах в различных образовательных учреждениях.
4. Разработать и апробировать уроки математики с использованием методологии STEAM.
5. Оценить эффективность использования методологии STEAM на уроках математики в развитии мотивации учащихся.
Теоретическая значимость исследования
Исследование имеет теоретическую значимость в плане расширения научного знания об использовании методологии STEAM на уроках математики в начальных классах. Анализ и систематизация педагогической литературы, актуальных исследований и практического опыта позволили выявить особенности и преимущества применения данной методологии, а также разработать рекомендации по ее использованию в начальной школе.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации уроков математики с использованием методологии STEAM, что позволяет активизировать учебную деятельность учащихся и повысить их мотивацию к изучению математики. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-методистами, учителями начальной школы при планировании и проведении уроков математики, а также при разработке новых образовательных программ и методик.
Методология и методы исследования
В работе использовались следующие методы исследования: анализ педагогической литературы, актуальных исследований и практического опыта, интервьюирование педагогов, наблюдение за уроками, экспериментальное обучение, тестирование, методы математической статистики.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе проведен анализ педагогической литературы и актуальных исследований по теме исследования. Рассмотрены основные концепции и принципы методологии STEAM, а также показано их применение на уроках математики в начальных классах.
Во второй главе изучены психолого-педагогические особенности развития мотивации учащихся к изучению математики в начальных классах. Рассмотрены факторы, влияющие на мотивацию учащихся, и исследования, показывающие, что использование методологии STEAM может положительно влиять на мотивацию учащихся.
В третьей главе представлен обзор существующего опыта использования методологии STEAM на уроках математики в начальных классах. Рассмотрены различные методики и подходы, используемые педагогами при проведении уроков, а также показаны их эффективность и результаты.
В четвертой главе представлена разработка и апробация уроков математики с использованием методологии STEAM. Описаны цели, задачи, структура уроков, методики и приемы, используемые на уроках.
В пятой главе проведен анализ результатов исследования и оценка эффективности использования методологии STEAM на уроках математики в развитии мотивации учащихся.
В заключении даны основные выводы и рекомендации по использованию методологии STEAM на уроках математики в начальных классах.
Таким образом, данная диссертация является попыткой исследовать и сделать выводы о возможности использования методологии STEAM на уроках математики в начальных классах с целью развития мотивации учащихся. Результаты данного исследования могут быть полезными для педагогов-методистов и учителей начальной школы при планировании и проведении уроков математики.