Адольф Файоль (1857-1938) – французский социолог и реформатор образования, основатель административной школы. Он считается одним из основоположников административной науки и его работы оказали значительное влияние на развитие этой науки во Франции и за ее пределами. Файоль разработал свою теорию административного права и принципы публичной службы, которые до сих пор применяются.
Главная идея Файоля заключается в том, что государство должно быть эффективным и рациональным в своей деятельности. Он полагал, что прогрессивное управление государством возможно только при условии, что административные процессы основываются на строгих принципах и науке. Файоль считал, что государство должно быть профессиональным учреждением, где публичные служащие обладают необходимыми знаниями и навыками для эффективного исполнения своих обязанностей.
Файоль разработал ряд основных принципов, которые он считал необходимыми для развития административной науки. Он отмечал, что административная наука должна быть основана на глубоком понимании механизмов государственного управления и должна активно использовать научный метод исследования. Он также признавал важность обмена знаниями и опытом между учеными и практиками, чтобы совершенствовать административные методы и процессы.
Основные результаты Файоля можно обозначить следующим образом. Во-первых, его работы внесли значительный вклад в развитие административной науки. Во-вторых, Файоль создал первый факультет административного права, который был призван подготавливать профессионалов в этой области. Он считал, что для эффективного управления государством необходимы образованные и квалифицированные специалисты. В-третьих, Файоль признавал важность публичной службы и разрабатывал принципы, которые должны лежать в ее основе. Он выдвигал идею независимой и беспристрастной службы государству, где персональные интересы не могут иметь приоритет перед интересами общества.
Одним из столпов административной науки, развиваемой Файолем, является принцип многоступенчатой иерархии. Он полагал, что государственное управление должно быть организовано в виде вертикальной иерархии, где каждый уровень имеет свои определенные функции и ответственности. Этот принцип помогает обеспечить бесперебойное и эффективное исполнение задач государства.
Однако, следует помнить, что научные идеи Файоля также стали предметом критики. Его принципы публичной службы и многоступенчатой иерархии были признаны излишне жесткими и несовместимыми с современными потребностями государства. Некоторые ученые полагают, что Файоль недооценивал значение гибкости и инноваций в управлении государством.
Тем не менее, работы Файоля оказали значимое влияние на развитие административной науки и административного права. Он привлек внимание к важности профессиональной подготовки и образования в управлении государством, эффективному использованию научного метода исследования, а также принципам публичной службы. Его идеи продолжают быть актуальными и востребованными и сегодня, и вносят вклад в современные дискуссии о государственном управлении и образовании.