Мотивация учебной деятельности и создание психологически безопасной образовательной среды являются двумя важными аспектами успешного обучения младших школьников. Связь между этими двумя факторами неоднократно подтверждалась в отечественной практике исследований.
Мотивация учения играет ключевую роль в активизации учебной деятельности младших школьников и воздействии на их образовательные достижения. Хорошо мотивированный ученик будет более заинтересован в учебном материале, активно участвовать в уроках и искать новые способы достижения успеха. Отсутствие мотивации, с другой стороны, может привести к пассивности, низкой активности и недостаточному усвоению материала.
Создание психологически безопасной образовательной среды также играет важную роль в успешном обучении младших школьников. Психологическая безопасность подразумевает, что ребенок чувствует себя комфортно и уверенно в окружающей его среде, не испытывает страха, тревоги или дискриминации. В психологически безопасной среде ученик может свободно выражать свои мысли и чувства, задавать вопросы, делать ошибки и принимать участие в общении со своими товарищами и учителями.
Исследования в отечественной практике показывают, что мотивация учебной деятельности и организация психологической безопасности образовательной среды взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Одно из исследований, проведенных в России, выявило, что степень мотивации учебной деятельности учеников начальной школы зависит от их ощущения психологической безопасности в учебной среде. Ребенки, которые чувствуют себя защищенно и уверенно, обычно проявляют более высокую мотивацию к учебе. С другой стороны, ученики, испытывающие тревогу или боязнь, например, из-за недостатка доверия к своим учителям или непонимания со стороны своих товарищей, могут иметь низкую мотивацию и показатели успеваемости.
Другое исследование в России подтверждает, что создание психологически безопасной образовательной среды может положительно влиять на мотивацию учебной деятельности младших школьников. В такой среде, где дети чувствуют себя комфортно и поддерживаются в своих усилиях, они часто проявляют большую активность и интерес к учебе.
Однако, стоит отметить, что связь между мотивацией учебной деятельности и организацией психологической безопасности образовательной среды может быть двусторонней. Исследования также указывают на то, что ученики, с высокой мотивацией к учебе, могут создавать более безопасную образовательную среду для себя и своих товарищей. Их энтузиазм и позитивные эмоции могут передаваться другим ученикам, и способствовать созданию психологически безопасной среды.
Таким образом, анализ отечественной практики показывает, что мотивация учебной деятельности и организация психологической безопасности образовательной среды младших школьников имеют глубокую и взаимозависимую связь. Психологическая безопасность помогает ученикам чувствовать себя комфортно и уверенно, что, в свою очередь, может стимулировать их мотивацию к учебе. Высокая мотивация, в свою очередь, способствует созданию психологически безопасной образовательной среды и может передаваться на других учеников. Отсюда следует важность организации психологической безопасности в образовательных учреждениях и стимулирования мотивации у учеников к учебе. Это создаст благоприятные условия для успешного обучения младших школьников.