В последнее время дидактические игры вошли в образовательный процесс школы и активно используются учителями начальных классов для разнообразия уроков и повышения мотивации учеников. Однако, эффективность использования игр в учебной процессе вызывает неоднозначные суждения у учителей, исследователей и педагогической общественности. Цель данного анализа - проанализировать опыт работы учителей начальных классов по использованию дидактической игры для развития младших школьников на учебных занятиях по математике.
Во-первых, использование дидактических игр в учебном процессе помогает учителю создать атмосферу сотрудничества, взаимодействия и позитивного настроя у учеников. В играх важно проявлять такие качества, как коммуникативность, лидерство, терпение, творческое мышление и умение работать в коллективе. В результате такого взаимодействия ученики могут воспитывать навыки эмоционального интеллекта и социализации.
Во-вторых, дидактические игры помогают повышать интерес учеников к математике и раскрывать различные способы решения математических задач. Игра может стать более доступным и приятным способом обращения с абстрактными математическими объектами. Например, игры с числами, счетом и геометрическими фигурами могут помочь ученику лучше понимать математику, вести более эффективную работу с учебниками по математике и с фрагментами уроков, которые им не нравятся.
В-третьих, дидактические игры предоставляют педагогу возможность применять различные методы и технологии обучения, разнообразив монотонность уроков. Например, могут быть использованы игровые площадки, головоломки, кроссворды, игры-конкурсы с элементами логических задач и т.д. Учитель может придумывать игры со своими правилами и условиями, которые продуктивно влияют на развитие учеников. Например, игра "Карта знаний" позволяет учителю распределить учебный контент в виде вопросов или заданий по нескольким точкам разных цветов. В процессе выполнения заданий ученики перемещаются по игровому полю и по каждой точке цвета отвечают на обозначенный в вопросе или задании вопрос. Таким образом, ученики разучиваются находить нужную информацию, настраиваются на креативное мышление, учатся конструировать элементы решения и находить правильный путь для выполнения задания.
Методами интервьюирования и анкетирования были проведены исследования опыта учителей начальных классов. Результаты показали, что дидактические игры используются в наиболее популярных учителями начальных классов математических темах, например - "Счет", "Геометрия", "Функции" и "Алгебра".
Также выявлено, что использование дидактических игр на уроке должно быть интегрировано в основной учебный процесс. Это означает, что игра не должна стать заменой традиционным формам занятий, а должна выполнять свою функцию - привлечения к учению и повышения мотивации учащихся. Игра должна быть приоритетной на самом начальном etape, после оказания необходимой готовности и поддержки от учителя на протяжении общего учебного времени не столь важной.
Критерии эффективности использования дидактических игр при обучении математике следующие:
1. Увеличение мотивации учеников к изучению математики. Определить можно на основе наблюдения за количеством посещении учеников дополнительных кружков по математике, практическим участием во время занятий.
2. Увеличение уровня знаний по математике. Оценивается на основе результатов тестов, конкурсов, размера дополнительных баллов, замечаний от родителей, учителей и психологов.
3. Развитие социально-личностных качеств учеников. Выявляется путем наблюдения за взаимодействием учеников в группах внеурочной деятельности, проведения интервью.
Таким образом, опыт работы учителей начальных классов по использованию дидактической игры для развития младших школьников на учебных занятиях по математике является вполне эффективным инструментом, который соединяет в себе удовольствие и обучение, развивает творческое мышление, повышает мотивацию, снижает риски конфликта и увеличивает продуктивность обучения. При использовании данного инструмента, важно учитывать особенности учеников, групповые динамики и не переоценивать роль игр в общей методологии учебного процесса.