Картина Н. Ерышева "Возвращение" (1971) представляет собой масляную живописную работу на холсте, размером 65х90 см. Картина воссоздает одну из тем самых общих проблем человечества – возвращение домой.
Аналитический подход к изучению данной картины предусматривает разделение картинного пространства на основные составляющие и их анализ в контексте целостной композиции.
Основным элементом картины является образ человека в центре, который, вероятно, является главным героем и его возвращение домой. Главный герой на картинах Ярослава Середы «Путь к дому» или Сергея Гусева «Завтра наступит сегодня» ассоциируется с типичным героем и возвращением побежденного войнов, тогда как в картинах Н. Ерышева характер идентичен не только по своей физической форме, но и по истории возвращения. Предоставляются и другие элементы картинного пространства, которые образуют композиционное поле для изображения главного героя. Фоном для образа возвращающегося человека служит ночное небо с звездами, горизонтальные линии и холмы, обозначающие сложный путь домой. В левой части картины находится сгруппированный кластер деревьев, которые создают составную часть композиционного поля. На заднем плане видно светило, которое интерпретируется как святой огонь: символ родного очага и желанный приветствий.
Сложные технические детали, используемые на картине, включают в себя способ расположения персонажей, членов группы, в размерно-пространственном аспекте. Наряду с этим характерной чертой данной картины является уровень взаимодействия главного героя с элементами пространства. Например, главный герой возвышается на фоне горизонтальных рядов, а на заднем плане картины находится Святой свет. Он, таким образом, находится на границе, на перекрестке двух элементов.
Сам фон картинного пространства играет выраженную роль. Ночное небо, звезды, линии черепах, мягкие оттенки и размытый композиционный образ на фоне главного героя дополняют образ, возвращающейся домой фигуры.
Цветовое решение картины расширяет понимание пространства. Темный, приглушенный фон в сочетании с ярким желтым цветом одежды главного героя создает контраст между простотой и страданием его образа. Красное пламя, изображенное в правой части картины, гармонично дополняет все составляющие общей композиционной конструкции, создавая образ возвращения света.
В заключение, анализ картины Н. Ерышева "Возвращение" свидетельствует о том, что данное произведение представляет собой целостное композиционное поле, которое построено на взаимодействии различных элементов пространства и цвета, и является выражением возврата домой. Картина является наглядным доказательством существования такой общей проблемы, как возвращение, которая становится актуальной для людей каждый день.