В системе компетентностного образования основной целью учебного занятия является развитие ключевых компетенций учащихся. Построение такого занятия должно быть основано на принципах активности, самостоятельности и проблемности обучения.
1. Определение целей занятия
Первым шагом в построении учебного занятия в системе компетентностного образования является определение целей занятия. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы они соответствовали компетенциям, которые планируется развить учащимися. Например, если целью является развитие коммуникативной компетенции, то задачи на занятии будут направлены на развитие навыков устной и письменной речи, а также научение взаимодействовать с другими учащимися в команде.
2. Определение содержания занятия
Следующим шагом является определение содержания занятия. Содержание должно быть выбрано таким образом, чтобы оно способствовало достижению поставленных целей и развитию запланированных компетенций учащихся. На занятии могут быть использованы различные учебники, методические пособия, а также внешние материалы, такие как статьи, видео, аудиозаписи и т.д.
3. Организация учебной деятельности
Следующий шаг - организация учебной деятельности на занятии. В системе компетентностного образования акцент делается на активности и самостоятельности учащихся. Поэтому на занятии должны быть предусмотрены задания и упражнения, которые позволяют учащимся активно принимать участие в учебном процессе и самостоятельно решать поставленные задачи. Например, это могут быть задания на анализ текстов, решение проблемных ситуаций, создание проектов и т.д.
4. Оценка достижения целей и компетенций
Оценка достижения целей и компетенций является неотъемлемой частью учебного занятия в системе компетентностного образования. Оценка может быть разной: формальной и неформальной, индивидуальной и групповой. Например, преподаватель может провести диагностическое тестирование, проверить выполнение заданий, а также провести обратную связь с учащимися и дать рекомендации по дальнейшему развитию компетенций.
5. Рефлексия и анализ занятия
Последний шаг в построении учебного занятия в системе компетентностного образования - рефлексия и анализ занятия. На этом этапе преподаватель и учащиеся могут обсудить, какие компетенции им удалось развить на занятии, какие трудности возникли и что нужно сделать, чтобы улучшить результаты. Рефлексия помогает учащимся осознать свои успехи и проблемы, а также стимулирует их к дальнейшему развитию.
В целом, построение учебного занятия в системе компетентностного образования требует сосредоточенности на развитии ключевых компетенций учащихся. Оно основывается на принципах активности, самостоятельности и проблемности обучения, а также включает в себя определение целей и содержания занятия, организацию активной учебной деятельности, оценку достижения целей и компетенций, рефлексию и анализ занятия. Все эти шаги вместе позволяют создать эффективное и разнообразное учебное занятие, способствующее развитию компетентностей учащихся.