Активизация познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной работы в дошкольных учреждениях. Познавательная деятельность в данном возрасте направлена на развитие когнитивных процессов, таких как мышление, восприятие, внимание, память, воображение и речь. Она способствует формированию у ребенка навыков самостоятельного поиска и получения знаний, развитию его творческого мышления и познавательного интереса к окружающему миру.
Познавательная деятельность в дошкольном возрасте осуществляется через игру – главный вид деятельности детей этого возраста. Игра как форма деятельности обладает большим значением для развития ребенка, поскольку через нее осуществляется интеграция всех сторон его развития: познавательной, эмоциональной, личностной, физической и социальной. В процессе игры ребенку доступен весь мир взрослых, он воссоздает разные жизненные ситуации, исполняет различные роли. В игре ребенок становится активным субъектом своего развития, он участвует в формировании содержания игры, создает правила, применяет знания и опыт, анализирует ситуацию и прогнозирует развитие событий.
Одним из основных путей активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста является организация игровой деятельности, основанной на принципе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Для активизации познавательной деятельности используются следующие методы:
1. Метод "педагогического сопровождения" - это научное наблюдение за игрой ребенка и его последующее вовлечение в разговор на тему игры. Этот метод позволяет выявить уровень познавательной активности ребенка, его познавательные интересы и потребности, а также помогает определить следующие шаги в развитии его познавательной деятельности.
2. Метод "ситуативной задачи" - это создание педагогической ситуации, которая активизирует познавательную деятельность ребенка и стимулирует его к поиску знаний и решению проблем. Педагог может поставить ребенку задачу, например, рассказать о предмете, составить и решить логическую задачу, найти ответ на интересующий его вопрос. Такой метод позволяет развить у детей навыки самостоятельного познания и применения полученных знаний в жизни.
3. Метод "игровой модели" - это использование сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок играет определенные роли и выполняет определенные задания. В процессе такой игры ребенку предлагается принять на себя роль взрослого или представителя определенной профессии. Таким образом, ребенок может узнать о различных аспектах реальной жизни, развить свои познавательные интересы и навыки.
4. Метод "исследовательской деятельности" - это организация ситуаций, в которых ребенок самостоятельно исследует окружающую среду, изучает предметы, узнает их свойства и функции. Для этого можно предложить ребенку различные исследовательские задания, например, изучать природные объекты, рассматривать предметы в микроскоп, проводить простые эксперименты и т.д. В результате такой деятельности ребенок развивает свое познавательное мышление, навыки самостоятельного поиска и получения знаний.
5. Метод "проектной деятельности" - это организация совместной творческой деятельности ребенка и педагога, направленной на решение конкретной познавательной задачи. В процессе работы над проектом ребенок самостоятельно определяет цели и задачи, выбирает способы исследования и представления результатов. Такая работа позволяет ребенку стать активным создателем своего образовательного опыта, развивает его способности к поиску и использованию информации, творческому мышлению и саморегуляции.
Важным аспектом активизации познавательной деятельности является создание условий, способствующих формированию интересных и содержательных ситуаций и задач для ребенка. Для этого педагог должен обеспечить доступ детей к разнообразным материалам и средствам обучения, создать комфортную и безопасную образовательную среду, позволяющую ребенку свободно и творчески исследовать окружающий мир, а также пользоваться различными учебными ресурсами и технологиями.
В заключение следует отметить, что активизация познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей образования и требует комплексного подхода, включающего использование различных методов и средств обучения. Она способствует развитию когнитивных процессов, формированию познавательного интереса и активности, а также подготовке детей к успешной адаптации в школе и обществе.