Познавательная деятельность у детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в их развитии и подготовке к школе. Она имеет не только образовательную, но и воспитательную функцию, способствуя усвоению новых знаний, развитию интеллектуальных способностей и формированию личности ребенка.
Музыкальная деятельность стимулирует развитие у детей таких качеств, как речь, внимание, память, воображение, мелкую моторику, координацию движений. Музыка воздействует на эмоциональную сферу ребенка, способствуя его эмоциональному развитию и формированию эстетических предпочтений.
В музыкальной деятельности можно выделить несколько видов познавательной деятельности:
1. Слушание музыки. Слушание музыки не только приносит удовольствие ребенку, но и позволяет развивать его музыкальные способности и восприятие музыкальных образов. Музыкальное слушание способствует развитию музыкального слуха, усвоению музыкального языка и формированию музыкальной культуры ребенка. Во время слушания музыки дети могут анализировать ее музыкальные элементы (темп, ритм, мелодия и др.), делать выводы о характере и настроении произведения, обсуждать их с педагогом и сверстниками.
2. Игры с музыкой. В играх с музыкой дети могут проявлять свою фантазию и креативность, развивать музыкальное воображение и музыкальный вкус. Такие игры способствуют развитию ритмического чувства, координации движений, музыкальной памяти и внимания. В играх с музыкой дети могут исполнять разные роли – играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, играть роли в музыкальных спектаклях и т.д.
3. Изучение музыкальных инструментов. Изучение музыкальных инструментов позволяет детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать творческое отношение к музыке. Особое внимание уделяется развитию музыкального слуха и мелкой моторики рук. Изучение инструментов включает работу с музыкальными элементами (темп, ритм, динамика и др.), изучение нотного и аккордного письма, а также исполнение мелодий и пьес на инструменте.
4. Изучение музыкальной литературы. Ознакомление детей с музыкальной литературой позволяет им расширять кругозор, знакомиться с разными музыкальными стилями и направлениями, а также анализировать музыкальные произведения, делать выводы и обсуждать их с педагогом и сверстниками. Изучение музыкальной литературы включает знакомство с произведениями разных композиторов, анализ их музыкальной формы и структуры, историческими и социокультурными особенностями.
5. Творческая деятельность. В творческой деятельности дети могут самостоятельно создавать музыкальные произведения – мелодии, песни, музыкальные композиции. Это развивает их творческие способности, музыкальное воображение и самовыражение. Творческая деятельность также способствует развитию у детей чувства прекрасного, формирует эстетическое восприятие музыки и музыкального процесса в целом.
Активизация познавательной деятельности в музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста имеет ряд преимуществ.
Во-первых, музыкальная деятельность позволяет детям исследовать и познавать окружающий мир через музыку. Музыка способствует сенсорному, моторному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Она развивает его слуховые, зрительные, тактильные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ощущения, а также координацию движений, пространственное восприятие, речь, внимание, память, мышление и др.
Во-вторых, музыкальная деятельность позволяет детям развивать креативное и творческое мышление. В процессе музицирования дети могут выражать свои чувства, эмоции и фантазии через музыку, создавая собственные мелодии, композиции и песни. Такая творческая деятельность развивает у детей самовыражение, саморегуляцию и самореализацию, а также способствует формированию личности ребенка.
В-третьих, музыкальная деятельность позволяет развивать коммуникативные навыки детей. В процессе музыкального общения они учатся слушать друг друга, сотрудничать, выражать свои мысли и чувства, а также адекватно реагировать на действия и высказывания других людей. Такие навыки развивают познавательное и эмоциональное общение, а также формируют у детей социальные компетенции.
В-четвертых ,музыкальная деятельность способствует развитию речи у детей. Музыкальное общение и обработка музыкальной информации требуют активного использования языка, что способствует развитию артикуляции, дикции, богатства словарного запаса, грамматической правильности и связности речи.
В пятых, музыкальная деятельность развивает эстетическое восприятие музыки и музыкального процесса в целом. Дети учатся ценить красоту, гармонию и выразительность музыки, оценивать и анализировать музыкальные произведения, самостоятельно формировать свой музыкальный вкус и предпочтения.
Для активизации познавательной деятельности в музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие методы и приемы:
1. Метод проблемных ситуаций. Дети могут ставить перед собой разные задачи и проблемы, связанные с музыкой. Например, они могут предложить сделать музыку на разные темы (природа, животные, погода, вещи и др.), создать собственные мелодии и композиции, исполнить песню или музыкальное произведение на инструменте и т.д. Педагог может помогать детям решать эти задачи, а также организовывать и структурировать их деятельность.
2. Использование игровых форм обучения. В играх с музыкой дети могут проявлять свою активность и творчество, а также развивать музыкальные способности и навыки. Например, они могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, танцевать, участвовать в музыкальных спектаклях, играть роли и т.д. Педагог может предлагать различные игры с музыкой, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности детей.
3. Организация музыкальных экскурсий и посещений концертов. Дети могут посещать концерты и прослушивать живую музыку, а также посещать музыкальные учреждения и инструментальные классы. Такие посещения позволяют детям расширять свои знания о музыкальном искусстве, узнавать новых композиторов и исполнителей, а также развивать их музыкальные способности и навыки.
4. Организация музыкальных конкурсов и конкурсов музыкально-исполнительского мастерства. Такие конкурсы и соревнования позволяют детям проявить свои творческие способности и музыкальные навыки, а также развивать их конкурентные способности, настойчивость и самодисциплину. Педагог может организовывать и проводить различные конкурсы и соревнования, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности детей.
5. Использование информационных и коммуникационных технологий. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют детям получать доступ к различным музыкальным материалам, записям, видео и пр