Экологическое образование играет важную роль в формировании познавательной доступности внутренних целей человека. Внутренние цели - это мотивационные системы, которые закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни, взаимодействуя с внешним миром и влияя на поведение человека [1]. Исследования показывают, что экологически образованные люди более склонны к экологически ответственному поведению, такому как снижение энергопотребления, уменьшение использования пластика и переключение на возобновляемые источники энергии [2].
С одной стороны, экологическое образование формирует ценностные ориентации человека в отношении окружающей среды, направляя их на сохранение и защиту природы. С другой стороны, оно обладает мощным влиянием на формирование личностных качеств, таких как самостоятельность, инициативность, ответственность, которые необходимы для экологически ответственного поведения [3]. Это связано с тем, что экологическое образование включает в себя не только передачу знаний, но и развитие навыков критического мышления, умения анализировать и оценивать информацию, а также принимать обоснованные решения.
Одним из инструментов экологического образования является формирование автономной мотивации - мотивации, которая исходит из внутренних потребностей и интересов человека, а не подвержена внешнему давлению [4]. Автономная мотивация важна для экологической ответственности, поскольку она поддерживает долгосрочное и устойчивое поведение, направленное на защиту окружающей среды. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем автономной мотивации более склонны к экологически ответственному поведению, даже если оно не соответствует общественным нормам [6].
Таким образом, экологическое образование играет важную роль в формировании познавательной доступности внутренних целей и автономной мотивации, что важно для развития экологически ответственного поведения. Более того, это может стать началом формирования или модификации внутренних целей человека, которые будут влиять на его поведение в будущем, независимо от внешнего давления.
Список литературы:
1. Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York, NY: Plenum Press.
2. Gatersleben, B., Steg, L., & Vlek, C. (2002). Measurement and determinants of environmentally significant consumer behavior. Environment and behavior, 34(3), 335-362.
3. Hungerford, H. R., & Volk, T. L. (1990). Changing learner behavior through environmental education. Journal of Environmental Education, 21(3), 8-21.
4. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American psychologist, 55(1), 68-78.
5. Schultz, P. W., & Zelezny, L. (1998). Values and proenvironmental behavior. Journal of Social issues, 56(3), 381-399.
6. Weinstein, N., Przybylski, A. K., & Ryan, R. M. (2012). The integrative process: New research and future directions. Current Directions in Psychological Science, 21(5), 295-301.