Экскурсия - это обзорная экспедиция, предназначенная для знакомства с новым или уже известным объектом, территорией или местностью, проводимая ведущим, компетентным по данной теме, для группы людей. Экскурсия может проводиться по самым разнообразным видам объектов - историческим памятникам, природным достопримечательностям, промышленным предприятиям, музеям и т.д. Технология и методика подготовки и проведения экскурсии включает в себя ряд этапов и критериев, о которых будет рассказано далее.
Первым этапом подготовки экскурсии является определение темы. В зависимости от того, какой объект будет изучаться, ее могут быть самые разнообразные. Однако, при выборе темы необходимо учитывать интересы группы и, если речь идет о последовательной серии экскурсий - степень их информированности на данный момент. К примеру, если группа отправляется на экскурсию по природному заповеднику, то темы могут быть как экологическими, так и историческими, если в данной местности в забытые времена находились археологические объекты.
Вторым этапом является подготовка ведущего. Важно, чтобы ведущий более чем досконально знал данные о местности, достопримечательностях, объектах природы или исторических характеристиках - только так он может корректно рассказать и показать группе все, что есть соответственно теме экскурсии. Ведущий должен уметь держать группу, объяснять с материнским языком, использовать интерактивные формы и содержание дополнительных правильных комментариев.
Следующим этапом является подготовка места проведения экскурсии. В случае, если экскурсия проходит на природных территориях - необходимо заранее изучить маршрут и предоставить группе все необходимое, что бы они чувствовали себя комфортно: надежную обувь, одежду в зависимости от погоды, продовольствие, воду и т.д. Если же экскурсия проходит на исторических или культурных объектах, необходимо предусмотреть все необходимые материалы - экспонаты, описания объектов, интерактивные элементы и т.д. Это поможет группе лучше понимать предмет изучения.
Далее происходит презентация материалов группе участников. На этом этапе ведущий должен заранее подготовиться с необходимыми документами, изложить на доступным языке все существенные информационные факты и показать группе необходимые объекты. Идеальный вариант - объединение теории-информативного рассказа и практики - пусть абстрактное объяснение поработает на воображение участника, а потом на практике его можно увидеть и узнать всю информацию более детально и с использованием всех чувств.
Завершающим этапом экскурсии является тестирование полученных знаний. Необходимо предоставить группе возможность отработать узнанные факты, вспомнить полезные детали и приобрести новые знания. Обычно распространены следующие формы тестирования - вопросы, задания на связывание имен с объектами и ориентирующие игры, которые помогут закрепить полученную информацию.
В заключение можно отметить, что компетентное проведения экскурсии - это сложный процесс, требующий подготовки и учета многих факторов - состава группы, маршрута, уровня информированности и интересов. Только тогда, когда изученные территории и объекты действительно интересны для группы, она получит уникальный опыт и новые знания, непременно найдут своё отражение в головах участников.