В XX веке отечественная этническая психология прошла через ряд значительных изменений и развитий, которые отразились на ее методологии, теориях и практических применениях. Основными направлениями этнической психологии в России можно выделить культурно-историческую парадигму, культурно-антропологическое направление и социокультурные исследования. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Культурно-историческая парадигма в этнической психологии в России получила развитие благодаря работам Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева и других ученых. Основной идеей этого подхода является понимание человеческой психики как продукта взаимодействия индивида с культурой и историей своего народа. Таким образом, центральное значение приобретают культурные факторы в формировании психических процессов и структур. Ключевым понятием в рамках этой парадигмы является понятие зоны ближайшего развития, которое отражает зону потенциального развития человека при помощи социальной помощи и культурных артефактов. Этнокультурный контекст играет важную роль в формировании психологических процессов и структур individuum.
В рамках культурно-антропологического направления этнической психологии в XX веке было активно изучено взаимодействие менталитета, культуры и психики на различных этапах развития человечества. Работы таких ученых, как Г. П. Щедровицкий, В.С. Библер, Н. Талибова, внесли значительный вклад в изучение этнической психологии с социально-антропологической точки зрения. Особое внимание уделялось изучению национальных особенностей менталитетов, культурных паттернов и идентичности. Психологические особенности народов и их исторические традиции рассматривались как важные компоненты формирования коллективного бессознательного и культурных ценностей.
Социокультурные исследования в этнической психологии в России в XX веке акцентировали внимание на взаимосвязи психологических явлений и социокультурных контекстов, включая исторические, религиозные, этнографические и политические аспекты. Развитие этого направления было связано с работами И.М. Сеченова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других ученых, которые предполагали, что психика индивида формируется под влиянием социокультурных факторов и взаимодействия с социумом. Социокультурные исследования учитывают различные аспекты культурной специфики, традиции и обычаи, которые влияют на формирование поведения и менталитета людей в различных этнических группах.
Важными задачами отечественной этнической психологии в XX веке являлось изучение проблем этнической идентичности, межэтнических отношений, межкультурного взаимодействия, культурных различий и сходств, а также разработка методов межкультурной коммуникации и адаптации. Этническая психология стала важным компонентом междисциплинарного подхода к изучению человеческой психики и поведения, учитывающего разнообразие культурных контекстов и национальных традиций.