В течение XX века отечественная психологическая мысль проделала значительный путь, претерпевая множество изменений и развития. В данном ответе рассмотрим основные этапы развития психологии в России в ХХ веке, основные направления и школы, выдающихся ученых и их вклад в развитие отечественной психологии.
**Начало XX века и психоанализ**
На рубеже XIX-XX веков русские ученые активно внедряли западные психологические теории, в первую очередь, идеи психоанализа Зигмунда Фрейда. Одним из первых сторонников и популяризаторов психоанализа в России стал Сергей Шебалинский, который в 1901 году организовал первую в Петербурге психоаналитическую поликлинику.
Особо стоит отметить российского психоаналитика Сабину Спильрейн, которая сотрудничала с Фрейдом и внесла значительный вклад в развитие фрейдовской психоаналитической школы.
**Образование в Российской империи и первая половина ХХ века**
В начале XX века в России началось активное развитие психологии как самостоятельной научной дисциплины. Одним из важнейших событий стала организация первого кафедры психологии в России в 1902 году в Ломоносовском университете.
Значительный вклад в развитие психологии внесли выдающиеся ученые того времени, такие как А.Ф. Лазурский, который предложил учение о деятельности и создал новый психологический направление - культурно-историческую психологию, а также Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Их идеи и работы стали основанием для развития и дальнейшего развития психологической мысли XX века.
**Психология в Советском Союзе**
Советская психология XX века была ориентирована на пропаганду коммунистических идей и идеалов. Однако, в рамках официального идеологического контроля, существовало несколько важных школ и направлений в психологии Советского Союза.
Культурно-историческая психология Л.С. Выготского и А.Р. Лурии продолжала развиваться и оказывала влияние на психологию сознания и психологию развития в Советском Союзе.
Одним из ключевых вкладов советской психологии были труды П.К. Анохина, который разработал теорию физиологических механизмов психической деятельности и обусловленности поведения человека физиологическими процессами.
Важную роль сыграло и развитие методологии психологического исследования в работах С.Л. Рубинштейна, выдвинувшего концепцию системного и активного подхода к изучению психики.
**Поздний период ХХ века и современность**
В конце XX века в психологии России произошло большое количество перемен, связанных с переходом страны к рыночной экономике и демократии. Появились новые направления и школы, такие как психоаналитическая психология, гештальт-терапия, когнитивная психология и другие.
Одним из ярких представителей психоаналитической школы стал Зиновий Дроздовский, который активно развивал психоаналитическую психотерапию и психоанализ в России.
Современные российские психологи активно изучают проблемы психологии личности, межличностные отношения, психические расстройства и другие психологические аспекты.
Исследования в области психофизиологии, психолингвистики, социальной и клинической психологии являются актуальными и значимыми для психологической науки России.
**Заключение**
В целом, отечественная психологическая мысль XX века отличается многообразием направлений и школ, выдающимися учеными и интересными исследованиями. Вклад российских психологов значителен как в области фундаментальной науки, так и в прикладной психологии и психотерапии, и продолжает оставаться актуальным и востребованным в современном обществе.