Формирование и обновление стратегии зависят от ряда факторов, таких как изменения внешней среды, смена руководства, наличие новых технологий и т.д. При этом, каждая организация имеет свои собственные требования к формированию и пересмотру стратегии.
Тем не менее, большинство организаций формируют стратегию в соответствии с жизненным циклом продукта или услуги, который включает в себя несколько пластов.
Первый пласт процесса формирования стратегии – это планирование на короткий срок, а именно год. На этом этапе определяются основные цели и задачи компании на ближайший период. В результате анализа текущей ситуации могут быть решены вопросы по оптимизации бизнес-процессов, изменению ценовой политики, разработке новых продуктов и услуг, усилению маркетинговых усилий, повышению уровня обслуживания клиентов и др.
Второй пласт – это формирование стратегии на среднесрочный период, обычно на 3-5 лет вперед. На этом этапе компания определяет крупномасштабные цели и планирует, в каких направлениях она будет развиваться. Стратегия на среднесрочный период определяется на основе анализа факторов внешней и внутренней среды компании, прогноза изменений рынка, тенденций в отрасли и разработки стратегических альтернатив. На этом этапе также могут быть определены ключевые проекты, которые необходимы для достижения поставленных целей.
Третий пласт – формирование стратегии на долгосрочный период, который может составлять от 10 лет и более. На этом этапе определяется миссия компании и ее стратегическая позиция на рынке. Конечной целью формирования стратегии на долгосрочный период является создание уникальных конкурентных преимуществ, которые обеспечат успешное развитие компании в условиях рыночной конкуренции. На этом этапе производится анализ внешней среды, включая политические, социальные, экономические и технологические факторы влияющие на отрасль.
Следует отметить, что процесс формирования и обновления стратегии является непрерывным процессом, что связано с постоянными изменениями внешней среды, появлением новых технологий и т.д. Критерии пересмотра стратегии могут включать в себя изменение ключевых факторов внешней среды, существенный рост или падение индикаторов производительности, внедрение новых технологий или изменения в целях и миссии компании.
Например, технологические изменения в отрасли могут сильно повлиять на стратегию компании. Так, когда у Sberbank появилась возможность стать банком-цифровым “без вознаграждения”, была создана специальная комиссия, которая выработала новую стратегию банка, с учетом внедрения новых цифровых технологий, что сильно повлияло на весь банковский рынок России.
Другой пример – PepsiCo, которая в 2015 году объединилась с Bullhorn (компания по обработке данных), что позволило использовать новые функции анализа данных, что дало возможность оптимизировать производственные процессы, а также создать более эффективные стратегии продаж.
Таким образом, формирование и обновление стратегии зависят от многих факторов, однако в среднем они проводятся каждые 1-5 лет с учетом изменений внешней и внутренней среды компании. Важным проводником этого процесса являются высокоэффективные команды исполнительного уровня, которые должны постоянно следить за изменениями в сфере и на рынке, чтобы периодически корректировать стратегию.