Оборотный капитал – это денежные средства, необходимые для обеспечения текущих операций компании. Он включает в себя запасы ТМЦ (товарно-материальных ценностей), дебиторскую задолженность и наличные средства. Особое место в структуре оборотного капитала занимают запасы. Управление запасами ТМЦ – важная задача количественной и качественной оценки наличия материальных и товарных ценностей на складах, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей.
Снижение запасов ТМЦ может оказать неоднозначное влияние на величину оборотного капитала в зависимости от специфики и сложности бизнеса, а также стратегии управления запасами в компании. Рассмотрим несколько возможных сценариев.
Снижение запасов ТМЦ путем оптимизации остатков
При оптимизации запасов ТМЦ компания рационально использует уже имеющиеся ресурсы и уменьшает ненужные запасы без снижения качества обслуживания клиентов. С одной стороны, это позволяет освободить больше денежных средств для других инвестиционных целей, уменьшить риски устаревания или потери ценности запасов. С другой – повысить гибкость и скорость обслуживания заказов, что способствует увеличению лояльности клиентов и повышению их удовлетворенности.
Таким образом, в данном случае снижение запасов ТМЦ может привести к увеличению величины оборотного капитала, если компания правильно управляет рисками оптимизации запасов и не создает дополнительной волатильности в процессе производства и обслуживания дистрибуции.
Снижение запасов ТМЦ вследствие слабого спроса
В случае, если компания столкнется со снижением спроса, она может снизить запасы ТМЦ с целью снижения затрат на их хранение и доставку. Однако в этом случае уменьшение запасов может привести к невозможности удовлетворить потребности клиентов и, как следствие, снижению прибыли.
В данном случае мы можем видеть как уменьшение запасов ТМЦ может привести к уменьшению величины оборотного капитала.
Снижение запасов ТМЦ вследствие стратегического решения
Снижение запасов ТМЦ может быть связано со стратегическим решением компании, например, переориентация на другой тип продукции или перестройка внутренних бизнес-процессов. В этом случае снижение запасов может быть одной из составных частей более крупного изменения бизнес-модели компании, направленного на увеличение возможностей инноваций и совершенствование управления ресурсами.
В данном случае снижение запасов может переходить в инвестиции в исследования, маркетинг, обучение, улучшение качества и инфраструктуры производства, которые могут привести к росту прибыли и увеличению величины оборотного капитала.
В итоге, снижение запасов ТМЦ может как увеличить, так и уменьшить величину оборотного капитала в зависимости от специфики и целей бизнес-стратегии. Оптимизация запасов ТМЦ, направленная на уменьшение потерь и затрат, может приводить к увеличению оборотного капитала. В то же время, снижение запасов вследствие слабого спроса может привести к снижению прибыли и оборотного капитала. Однако, стратегическое снижение запасов ТМЦ, которое является составной частью новых подходов к бизнес-процессам, может привести к увеличению общего дохода компании.