Один из ключевых показателей, который имеет непосредственное влияние на сроки оборота запасов незавершенного производства (ЗНП), это средний срок переработки инвентаря. Этот показатель указывает на то, сколько времени затрачивается на завершение производства товаров из составляющих частей, находящихся на складе.
Средний срок переработки инвентаря определяется как отношение значения запасов ЗНП на конец периода к затратам на производство в этом периоде. Таким образом, чем выше экономическая эффективность производства, тем меньше времени потребуется на завершение производства и тем меньше средний срок переработки инвентаря.
Наличие большого количества незавершенного производства черезмерно увеличивает сроки оборота запасов ЗНП. Излишние запасы ЗНП могут возникать в результате проблем в процессе производства, например, из-за нехватки необходимых материалов, низкой производительности оборудования или ошибок в планировании производственных процессов. В таких случаях, увеличение среднего срока переработки инвентаря становится неизбежным, что, в свою очередь, приводит к нежелательному увеличению сроков оборота запасов.
Другой показатель, который тоже имеет влияние на сроки оборота запасов ЗНП, это коэффициент готовности изделий к продаже (коэффициент готовности к продаже). Данный показатель отражает долю готовой продукции в стоимости запасов, готовых к продаже. Чем выше этот показатель, тем меньше продукции нужно производить, чтобы удовлетворить потребности рынка, а значит, увеличивается вероятность быстрого оборота запасов. Если же показатель готовности к продаже невысокий, то оборот товаров может затянуться, что отрицательно скажется на выручке компании и увеличит сроки оборота запасов ЗНП.
Таким образом, средний срок переработки инвентаря и коэффициент готовности к продаже являются двумя основными показателями, которые имеют непосредственное влияние на сроки оборота запасов незавершенного производства. Компании, которые хотят ускорить оборот запасов ЗНП, должны постоянно отслеживать и анализировать эти показатели, принимая меры по их оптимизации и улучшению, в том числе, путем улучшения производственных процессов, сокращения сроков переработки инвентаря и повышения коэффициента готовности к продаже.