В современном обществе особенно важно обеспечить учеников начальной школы не только знания, но и умения, которые позволят им успешно справляться с разнообразными жизненными задачами. Одной из актуальных гипотез, имеющих практическую значимость, является развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения в начальной школе.
Познавательные универсальные учебные действия представляют собой способы организации, анализа, систематизации и использования информации, а также способы решения учебных задач. Эти умения необходимы для успешной учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности учеников.
Ключевыми элементами развития познавательных универсальных учебных действий являются:
1. Развитие мышления – формирование познавательных действий (наблюдение, сравнение, анализ, синтез и др.) и высших психических процессов (внимание, память, восприятие и др.).
Например, в начальной школе учащимся может даваться задание найти цифру 5 на страничке учебника. Развивая познавательные действия, учитель может включать в задание составление таблиц с цифрами, поиск тематических рисунков, научить отличать похожие цифры друг от друга, и т.п.
2. Развитие умения работать с информацией – это умение собирать, обрабатывать, оценивать и анализировать информацию, а также использовать ее для решения задач.
Например, учитель может провести урок, на котором ученики изучают тексты учебника и выделяют ключевые слова, составляют план и резюме, пишут сочинения по заданной теме и т.д.
3. Развитие творческих способностей – это способность находить нестандартные решения задач, творчески выражать свои мысли, уметь работать в команде.
Например, учитель может провести творческий конкурс на лучший рисунок к изучаемой теме, на лучший рассказ на заданную тему и т.п.
Эффективность развития познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения в начальной школе может быть определена по следующим критериям:
1. Положительные изменения в психомоторной сфере – это развитие памяти, внимания, восприятия и т.д.
Например, положительные изменения в психомоторной сфере могут быть определены по количеству правильно решенных задач на уроке.
2. Качество выполненных заданий – это умение анализировать и систематизировать информацию, решать задачи, самостоятельно находить нестандартные решения и т.д.
Например, качество выполненных заданий может быть оценено по количеству правильных ответов на контрольных работах и тестах.
3. Успешность учеников в дальнейшей учебе – это успешное усвоение новых знаний и умений, а также проявление их в разных сферах жизни.
Например, успешность учеников в дальнейшей учебе может быть определена по результатам государственной аттестации и успешности дальнейшей учебной деятельности.
Таким образом, гипотеза о развитии познавательных универсальных учебных действий учащихся в начальной школе является актуальной и является одним из важных направлений современного образования. Развитие познавательных универсальных учебных действий может быть эффективным в том случае, если будут использованы различные методы и технологии обучения, а также будут определены точные критерии оценки результатов.