Для начала разберемся с понятиями. Суверенитет - это политическое самоопределение национального сообщества. Государственный суверенитет выражает политическую самостоятельность и независимость государства от внешнего вмешательства и влияния. Национальный (этнический) суверенитет выражает права и интересы определенной национальной (этнической) группы на самоопределение в пределах государственного образования.
Основное различие между государственным и национальным суверенитетом заключается в том, что государственный суверенитет охватывает все население и территорию государства, включая всех его граждан, независимо от их этнической принадлежности. Национальный суверенитет может выражаться в форме самоуправления или автономии для конкретной национальной группы, обладающей определенной этнической и культурной идентичностью. Национальный суверенитет может присутствовать внутри государства, где группа имеет определенные права и полномочия, или в форме отделения от существующего государства и создания нового.
Право народов на самоопределение является одним из важнейших принципов международного права и было впервые сформулировано в Уставе Организации Объединенных Наций. Оно предусматривает, что народы имеют право свободно определять свой политический статус, соответствующий своим интересам и потребностям, и свободно развивать свою экономическую, социальную и культурную жизнь.
Однако применение права народов на самоопределение и вопрос о сецессии и образовании самостоятельных государств часто вызывают сложности и конфликты, так как они сталкиваются с другими принципами и интересами международного права, такими как территориальная целостность государств и уважение к суверенитету.
Самоопределение народа может осуществляться различными способами, включая проведение референдумов, договорных переговоров или решений правительства. Однако важно отметить, что международное право не признает автоматического права на сецессию или образование самостоятельного государства. Каждый случай рассматривается индивидуально и требует учета множества факторов, таких как история отношений между этническими группами, международное признание и правовой статус территории.
В международном праве принято различать два типа права на национальное самоопределение: внутреннее и внешнее. Внутреннее право на самоопределение предоставляет народу право определять свой политический статус, культурное развитие и экономическую самостоятельность в рамках существующего государства. Оно может осуществляться, например, путем признания определенных прав и свобод этнической группы, обладающей своей культурной и языковой идентичностью, или установлением автономии для национальных регионов.
Внешнее право на самоопределение, с другой стороны, предоставляет народу право на сецессию и образование самостоятельного государства. Оно может осуществляться в случаях, когда народ находится под колониальным господством, внешней оккупацией или другим формами господства, которые сильно подавляют его права и свободы. В таких случаях, международное право признает право народа на выход и образование своего государства, чтобы защитить его права и интересы.
Однако вопрос о праве на сецессию и образование нового государства сложен и вызывает много споров. Во-первых, международное право предоставляет преимущество территориальной целостности государства, что означает, что право нацелено на сохранение границ и территории государства. Во-вторых, международное признание играет важную роль для установления самостоятельности нового государства. Международное сообщество должно признать новое государство и установить дипломатические отношения с ним.
Случаи сецессии и образования новых государств были разнообразными. Некоторые из них были причиной вооруженных конфликтов и насилия, в то время как другие были мирными и договорными. Например, в случае развала СССР, многие республики получили независимость путем проведения референдумов и договорных переговоров с Центральным правительством. В других случаях, таких как распад Югославии, сецессия была сопровождена кровопролитием и вооруженными конфликтами.
В современной практике международного права принято, что вопрос о праве на сецессию и образование нового государства должен решаться путем договорных переговоров и мирных соглашений между заинтересованными сторонами. Международное сообщество часто играет роль посредников и поощряет диалог между сторонами в конфликте, чтобы достичь мирного и справедливого решения.
Конечный итог зависит от конкретных обстоятельств и интересов, а также от готовности сторон искать компромиссы и добиваться мирного решения. Важно, чтобы решение было справедливым и учитывало потребности и права всех заинтересованных сторон, включая права национальных меньшинств и защиту их интересов.
Кратко говоря, различие между государственным и национальным суверенитетом заключается в том, что государственный суверенитет выражает независимость и самостоятельность всего государства, в то время как национальный суверенитет выражает интересы и права определенной этнической группы внутри государства. Право народов на самоопределение, сецессию и образование самостоятельного государства решается путем договорных переговоров, референдумов и соглашений между заинтересованными сторонами, с учетом международного признания и защиты прав и интересов всех национальных групп.