Феномен группового давления – это процесс влияния группы на индивидуума в направлении конформности к нормам и ценностям группы. Групповое давление проявляется в условиях социального и культурного воздействия на группу как элемент общества.
Действие группового давления происходит не только через прямое давление со стороны группы, но также и через наличие у индивидуума собственного желания соответствовать нормам группы. Это может происходить из-за стремления получить поддержку от других членов группы, желания соответствовать идеалам группы или потому, что индивидуум чувствует желание удовлетворить все потребности группы, которую он считает важной для себя.
Например, в психологическом эксперименте Эша (1951) участникам предоставляли несколько картин с линиями в разных размерах. Им необходимо было определить, какая линия изображена наибольшей длины. Первоначально, все участники, как правило, правильно определяли длину линии, но затем в эксперименте добавлялись определенные эффекты, например, давление группы. Участники, оказавшиеся в менее значимой социальной роли, оказывались определенным образом заинтересованы в правильном определении длины линии. Однако, когда некоторые из них услышали от других участников, что линии на самом деле имеют равную длину, их ответы стали не соответствовать действительности, но соответствовали правилам и нормам группы.
Существует несколько факторов, которые сильно влияют на групповое давление. Это культурные и социальные факторы, возраст участников, стереотипы, ожидания и групповые настроения. Культурный контекст, например, привычки, традиции и другие социальные факторы, могут повлиять на восприятие группового давления. Например, некоторые культуры могут считать конформность, уважение и подчинение очень важными качествами, в то время как в других культурах индивидуальность и независимость могут быть в тренде.
Кроме того, возраст участников экспериментов может оказать большое влияние на групповое давление. В исследованиях было показано, что подростки и молодые люди подвержены большему влиянию группы, чем остальные возрастные группы.
Степень возраста также может сыграть большую роль. Например, у детей возникает большее желание соответствовать групповым нормам, даже если они не знают, что это. У взрослых же происходит большее соответствие в результате понимания, что такое социальные нормы и значения группы и как общение может сделать их популярными в группе.
Присутствие определенных стереотипов и предвзятостей также может повременный прочности группового давления. Например, в группах, где присутствуют стереотипы, люди могут чувствовать себя более подверженными воздействию группы, так как боятся быть отвергнутыми или не встречать социальные нормы.
Кроме того, групповые чувства и настроения, такие как радость и счастье, могут также повлиять на восприятие группового давления. Люди могут чувствовать большую склонность следовать группе, если они находятся в настроении, таком, как у группы.
Некоторые негативные последствия группового давления – это ограничение свободы одинокого или непододвинировавого индивидуума, потеря индивидуальности, повышение напряженности или изменение личности человека до степени необходимой для достижения социального успеха.
Однако знание групповой динамики и механизмов влияния может помочь человеку принимать более обоснованные решения и не поддаваться групповому давлению, сохраняя свою личность и самостоятельность.