Одним из известных доказательств бытия Бога Фомы Аквинского является пятая "внешних движущихся" из пяти аристотелевских (Аристотель является одним из учителей Фомы Аквинского) пути, известных как "Пятая путь", или "путь движущихся" (lat. quinta via). Доказательство звучит следующим образом:
1. В мире существуют движущиеся предметы.
2. Всякое движение должно быть вызвано другим движением.
3. Эта цепь вызванных движений не может быть бесконечной.
4. Следовательно, должно существовать "первый двигатель", который сам не вызывается движением, но вызывает движение других предметов.
5. Этот первый двигатель мы называем Богом.
Логические или содержательные ошибки в этом аргументе трудно найти, так как он основан на понятиях движения и причинности, которые были важными понятиями не только для Аристотеля и Фомы Аквинского, но и до сих пор остаются ядром философских и научных размышлений.
Однако, возможно рассмотреть несколько контраргументов.
Во-первых, критики могут возразить, что данное доказательство предполагает наличие начального момента времени или бесконечной цепи складываемых временных моментов, что может противоречить нашим представлениям о времени и его природе. Кроме того, из этого доказательства невозможно сделать какие-либо утверждения о природе "первого двигателя" – невозможно утверждать, что он имеет какие-либо черты, которые мы привыкли ассоциировать с Богом.
Во-вторых, критики могут возражать против использования термина "движение" и причинности в контексте модернистической физики, как например, в квантовой механике, где понятие движения становится менее очевидным и причинность может быть размытой.
В-третьих, доказательство Фомы Аквинского не учитывает возможности разных множественных вариантов "первого двигателя", не обязательно богоподобных, таких как множество других религий, в которых предполагается наличие более одного бога или абстрактного первоначала.
Таким образом, хотя доказательство Фомы Аквинского может быть логически грамотным и содержательным по описанным им предпосылкам, оно не решает всех возможных вопросов, связанных с бытием Бога. Как и во многих философских доказательствах, оно оставляет место для интерпретации и обсуждения.